О проекте
Поиск по сайту
ВКонтакте

История пожарной охраны Омской области - Становление омской пожарной охраны (1825–1860 годы) |
Страница 4 из 9
СТАНОВЛЕНИЕ ОМСКОЙ ПОЖАРНОЙ ОХРАНЫ (1825–1860 ГОДЫ) Гражданский губернатор города Тургенев 10 января 1825 года в ответе генерал-губернатору Западной Сибири писал: «Ваше превосходительство от 23 декабря предписать мне изволили избрать двух человек в Тобольске и в уездных городах по одному человеку более способному к управлению огнегасительных машин и отправить их на счет суммы Градских доходов в город Омск, дабы под надзором тамошнего начальника они могли обучиться лучшему порядку при употреблении заливных машин.
Но как в Тобольске при полиции и особенно в уездных городах при частных Управах штатных служителей нет, а употребляются к управлению огнегасительных машин или ссыльные или вольнонаемные, которые очень часто переменяются, то во избежание бесполезных расходов при пути следования тех служителей, я отнесся к господину управляющему Омской области о избрании из инвалидов 11 человек, способнейших к управлению заливными трубами и обучении их сему искусству».
В это же время из Москвы прибыли три пожарных служителя: унтер-офицер Осип Иванов, пожарные Василий Артеменко и Андрей Коробков. Им было поручено обучить набранных людей умению управлять заливными трубами. 7 марта 1825 года генерал-губернатор Западной Сибири направил в Омск примерный штат пожарной команды, в котором определялись численность и денежные средства на содержание. Эта дата и считается днем создания профессиональной пожарной охраны г. Омска. В штатах было заложено:
Всего на жалование, провиант и амуницию для пожарной команды 1642 рубля 30 копеек. На заведение пожарных инструментов: на закупку в Московском пожарном депо заливных машин:
Для приготовления в Омске пожарного инструмента:
Таким образом, на приобретение и изготовление инструмента предполагалось израсходовать 2537 рублей 30 копеек. Кроме этого в примерном штате для отправления на пожары людей и инструментов было предусмотрено:
В апреле 1825 года основные организационные вопросы по обучению пожарных служителей, приобретению и изготовлению пожарного инструмента были решены. Таким образом, уже в мае 1825 года в городе Омске работали гражданская, крепостная и казачьего войска пожарные команды. Генерал-губернатор Западной Сибири предложил пожарные команды определить в одном месте, чтобы «... во время несчастных пожарных случаев действовать совокупно...». 20–22 мая этот вопрос обсудили на Совете Омского Общего областного управления и 31 мая направили генерал-губернатору представление, в котором, в частности, говорилось: «... Хотя Вашему Высокопревосходительству и угодно, чтобы учрежденная в Омске пожарная команда: Гражданская, Казачьего войска и Крепостная, со всем инструментом соединены были вместе и действовали во время пожара совокупно, но такое положение встречает у Совета следующие неудобства:
Следовательно, крепостная команда с инструментами, находясь в самой крепости, ближе и удобней может там и в предместьях действовать с пользою, нежели из-за моста и самого города, а потому Совет признает необходимым:
К этому времени в Казачьем войске имелись две конные машины с железными и медными коробами, а также рукава, десять багров с ухватами, пять топоров, три бочки, шесть ведер, три лейки, шесть кованых телег, шесть саней и лошадей. Пожарный обоз обслуживали шесть казаков. Для размещения двух городских пожарных команд при городском полицейском управлении Совет Омского Общего областного управления предполагал покупку домов Безносиковой, которые стояли в центре города и могли быть приспособлены для пожарных команд. Главный надзор за командами и инструментом поручили омскому городничему. 17 ноября 1825 года тобольский и томский генерал-губернатор, командир Сибирского отдельного корпуса и Сибирской пограничной линии П.М. Капцевич обратился к московскому обер-полицмейстеру генерал-майору Шульгину с просьбой оставить пожарных служителей Иванова, Коробова и Артеменко на службе в Сибирском крае. 1 февраля 1826 года Шульгин отправил ответный рапорт, в котором было сказано, что «... Московский военный генерал-губернатор и кавалер в предписании ко мне от 15-го января № 228 изволил изъявить согласие свое на исключение из штата здешней полиции нижних чинов пожарной команды частей:
Согласие было получено, и 12 марта омский комендант полковник Безносов докладывал генерал-губернатору Западной Сибири: «Во исполнение предписания Вашего Высокопревосходительства от 6 марта за № 459 предписал я омскому городничему из числа находящихся здесь Московской пожарной команды служителей, оставленных с согласия Московского военного генерал-губернатора навсегда при полицейской службе в Западной Сибири, унтер-офицера Иванова оставить в Омске, поручить ему исправление должности брандмейстера, а пожарных служителей Коробкова отправить в Томск, а Артеменко — в Тобольск, для употребления их по полицейской службе с выдачей им из суммы градских доходов на путь следования кормовых денег...». 20 марта за усердную службу по организации в Омске пожарной команды и хорошее поведение Артеменко и Коробкова произвели в унтер-офицеры. Омская пожарная охрана начала свою деятельность с двух городских пожарных команд. Первая пожарная команда размещалась в 2-х этажном здании при полицейском управлении на пересечении улиц Ядринцева и Думской (ул. 10 лет Октября) в самом центре старого Омска. Жили пожарные со своими семьями в холодной, сырой казарме, в полуподвальном помещении. Вторая — на ул. Александровской около Базарной площади.
Город рос, развивалась его промышленность, но до 1860 года каких-либо серьезных изменений в деятельности пожарной охраны не происходило. |