О проекте
Поиск по сайту
ВКонтакте
История пожарной охраны Республики Бурятия - Глава 4. Развитие пожарной охраны |
Страница 7 из 13
Глава 4. РАЗВИТИЕ ПОЖАРНОЙ ОХРАНЫ Пожарные инструменты, находившиеся при части, постепенно старели и приходили в негодность. На общем собрании решается вопрос о выписке из Москвы и Санкт-Петербурга двух «огнестрельных» машин, но средств хватало только на одну. После перечисления задатка за огнегасительную машину проходит довольно продолжительное время, но спустя полгода она приходит и занимает свое место в пожарной части. По плану застройки здания города начинают расти в высоту. Обыватели и разночинцы строили двухэтажные дома или дома с мезонинами. Это, в свою очередь, создавало определенные проблемы по тушению таких зданий при возникновении пожаров. Имеющиеся при пожарной части лестницы были малоэффективны из-за малой высоты, а хозяева домов так терялись при пожаре, что не всегда могли найти свои лестницы. Ограниченность длины телеги, в которой перевозились лестницы, заставляла применять смекалку. Сначала изготавливали деревянные лестницы, слаживающиеся на шарнирах пополам, но длина их тоже была ограничена. И вот в 1830 году из Москвы выписывается первая механическая выдвижная лестница, которую можно перевозить на конной телеге. Она изготавливалась из дерева и состояла из трех колен, которые в высоту доставали до крыши двухэтажного дома, или мезонина. В 1832 году из Москвы прибывает выписанная новая по-жарозаливная машина, и кандидат городового судьи Пинаев проводит прием новой машины и ревизию старой, находившейся при Верхнеудинской городовой управе. «1 сентября 1832 года, во исполнении Указа Иркутского Губернского Правления от 2 числа минувшего июля за №6365 о свидетельстве при Верхнеудинской Городовой Управе пожарных инструментов. Первая представленная Пинаевым машина оказалась среднего калибру, старого фасона, кузов крашен голубой краской, внутренние и наружные устройства исправны. Два рукава заливных и заборный рукав. Дроги новые не крашеные, шины на колесах ослабли, требуют перетяжки, рукава заливные оказались не годны, с дырами и с течью по швам и могут быть годны после починки. При оной две телеги 4-х колесные с небольшими бочками для воды, из коих одни скаты и колесы не годные, требуют значительных поправок, бочки ж малы, дроги старые и не годные. Вторая машина среднего калибра, старого фасона, заведенная в 1808 году. За неоднократностью поправками внутреннего устройства, за всем оным требует поправок, посему требуется иметь при случае более благонадежную машину, заливной рукав при оной ветхий и к употреблению не годный, скат и колеса ветхие и старые. Две лестницы старого фасона ветхие и к употреблению не годные. Три багра, три ухвата и при оных шесты требуют переправок, при оных один скат колеса ветхий, следует сделать новый. Три паруса годны, три ведра годны и четыре не годны». Подписались под актом ревизии: окружной начальник Николай Лосев, городничий Юдин, стряпчий Филиппов, кандидат городового судьи Пинаев, заседатель Есипов. Полиции в то время нужно было исполнять свои прямые обязанности, и приходит Указ от имени Его Императорского Величества из Иркутска за № 789 от 30 мая 1836 года. В нем говорилось о прошении городского собрания заменить 15 полицейских служителей из Военного ведомства, находящихся при городовой Управе, на 10 человек из мещан. Частично это прошение было удовлетворено и Указом было предписано: находиться при пожарной части 6 полицейским, 4 мещанам и 5 человек из военного ведомства, «...ибо эти последние, чтобы необходимы, дабы иметь надзор за исправностью пожарных инструментов и готовности лошадей. А при том в случае экстренной надобности в пожарных инструментах, должно иметь к действию или достаточное сведения без коего не имеющие в особенности построения люди делают замешательство и портят инструменты». Проводимые торги на поставку и содержание для пожарной части лошадей начинали изживать себя, и все шло к тому, что необходимо было содержать постоянный состав лошадей при депо. Общим собранием было решено содержать за счет городской Думы при полиции для пожарных нужд четырех лошадей. Лошадей, не без выгоды для себя, продал купец 3 гильдии Кулаков. Но после тщательного осмотра были забракованы три из них, и предписано купцу поменять их на годных лошадей. Остальные лошади привлекались по контракту от местных жителей. Содержание же казенных лошадей было очень плохим и при ревизии пожарной части постоянно обращалось внимание на «худость и тощость пожарных лошадей». Корма, положенные для содержания лошадей, отпускались не в полном объеме: сено еще выдавалось, овес же животные видели редко. Здание пожарной части постепенно приходилось ремонтировать, дерево гнило от постоянной влаги, которая исходила от находившихся в части бочек с водой, а также от обледенелых пожарных рукавов и инструментов в зимнее время. Городской староста Суханов получил деньги 15 рублей серебром «на исправление пожарной части», и 11 марта 1844 года плотником Зиновьевым были заменены рамы во всем здании. Рис. 5. Вид на градскую полицию с каланчой. Гравюра середины XIX века. Инспектирование за правильностью содержания и применения пожарных лошадей и самих работников при пожарной части приводило к разногласиям в чиновничьих кругах. Городовым судьей Труневым вместе с квартальным надзирателем Агафоновым 30 мая 1844 года была проведена внезапная проверка и выявлены нарушения в содержании при части пожарных лошадей, а именно: отсутствовала одна лошадь, и налицо находился один конюх, остальных на месте не было. В пожарную часть конюх его не запустил из-за отсутствия с проверяющим своего начальника и городничего. По предписанию гражданского губернатора, проверять пожарную часть могут должностные лица только с разрешения городничего и в его присутствии. Городовой судья Трунев подал рапорт о проверке в Иркутск. После объяснений и долгой переписки выяснилось, что все работники были на уборке улиц города от зимнего мусора. Улицы убирались каждую весну по указу городского старосты, и строжайше было запрещено жителям города сжигать мусор на своих подворьях и улицах. Для этого квартальными надзирателями проводились подписки всех владельцев домов и строений о соблюдении противопожарных мер. Рис. 6. Схема построения улиц города Верхнеудинска на середину XIX века. В 1853 году 24 апреля выходит Полное собрание законов, где в 18-м томе в статьях 27 и 180 публикуется нормативная таблица составов пожарных частей (табель), существующих в городах. Примечание: 1) Табель сей служит основанием для составления по каждому городу в отдельности особого штата пожарной части, пропорционально его населению. При сим должны быть принимаемые в соображении так же различные местные обстоятельства, требующие большего или меньшего состава пожарной части, с тем однако, чтобы он во всяком случае не превосходил размеров определенных сею табелью для надлежайшего класса городов. Составленные на сим основании губернским начальством штаты пожарных частей утверждены министром внутренних дел, одновременно с проектами таких штатов начальники губерний представляют подробную ведомость о местных ценах на лошадей, инструменты и всех пожарных принадлежностей. 2) Пожарная команда, по утверждению штата комплектуется людьми от военного ведомства. 3) Для содержания во всегдашней исправности пожарных инструментов, а также во всегдашнем комплекте пожарных лошадей и должной годности их, по постановлению Губернского Правительства с утверждением Министра Внутренних Дел, назначается в распоряжении Думы ежегодно ремонтные деньги. Количество сих денег назначается: а) для пожарных принадлежностей – двадцатая доля стоимости сих принадлежностей. б) для пожарных лошадей – восьмая доля стоимости оных. 4) При трубе всякого размера, в том числе и ручной, кроме рукавов и стволов и прочих приборов полагаются особые принадлежности, а именно: войлочный чехол, фонарь и где нужно флаг. 5) Сверх упомянутого в нормальной табели пожарных принадлежностей могут быть заведены в городах по мере действительной надобности и с разрешения Министра Внутренних Дел: а) поливные бочки на двух колесах. б)теплый медный чан на зимних ходах. в) насос, который помещается при бочках. г) железный короб при ручной трубе. д) щиты и завесы. е) швабры. ж) парусинный мешок и так называемая французская рубашка. з) английский колпак и проч.». На то время в городе Верхнеудинске число жителей составляло немногим более трех тысяч, и штатная численность пожарной части определилась согласно нормативной положенности всего лишь частично. Боевая одежда для работников пожарной охраны была пределом мечтаний. «Французская рубашка» в Верхнеудинске появилась только в начале XX века. Пожарные каски или «английский колпак» городская Управа смогла закупить только в 1897 году. Личный состав работал на пожарах в своей одежде и обуви, которая разваливалась и приходила в негодность почти после каждого пожара. В те времена почти все работники пожарной части имели сапожные инструменты и в свободное время латали обувь, прирабатывая этим ремеслом для поправления своего скудного запаса продовольствия. |