О проекте
Поиск по сайту
ВКонтакте
История пожарной охраны Республики Бурятия - Об иконе «Неопалимая Купина» |
Страница 2 из 13
ОБ ИКОНЕ «НЕОПАЛИМАЯ КУПИНА» В III главе книги «Исход» из Библии подробно описывается возникновение названия «Неопалимая Купина», когда в горящем терновом кусте Моисею явился Бог, и тот куст не сгорал, хотя и был объят пламенем: «Моисей пас овец у Иофора тестя своего священника Мадиамского. Однажды он провел стадо далеко в пустыню и пришел к горе Божьей Хориву. И явился ему Ангел Господень в пламени огня из среды тернового куста. И увидел он, что терновый куст горит огнем, но куст не сгорает. Моисей сказал: «Пойду, посмотрю на сие великое явление, отчего куст не сгорает». Господь увидел, что он идет смотреть, и воззвал к нему Бог из среды куста». С тех пор библейский сюжет стал основой для написания не одного вида икон с таким названием. Библейский вариант представляет собой Моисея, пасущего овец у горы Хориву и увидевшего образ Бога в центре горящего куста, который не сгорает от воздействия огня. Другой вариант представляет собой образ Богоматери с младенцем на руках в центре горящего куста. Но основным вариантом в Христианской иконографии является изображение Богоматери «Неопалимая Купина», которой существует достаточно много вариантов. Толкование написания этого сюжета излагается в книге «Чудотворные иконы», изданной в Москве в 2001 году. Одним из ветхозаветных прообразов, указывавших на Богоматерь, была Неопалимая Купина – тот куст, который Моисей видел горевшим в огне, но не сгоравшим. Эта купина знаменовала собою непорочное зачатие Богоматерью Христа от Духа Святого. Быв Матерью, она осталась Девою: до рождества Дева, в рождестве Дева и по рождении Дева. Можно придать еще и другое толкование прообразу Неопалимой Купины: Богоматерь, родившись на грешной земле, пребыла безусловно чистою, непричастною греху, не познавшею беззакония. В церковных песнопениях слышится этот заветный символ: «Якоже купина не сгорашо опаляема, тако, Дева, родила еси». В стихаре на Благовещенье поется: «Радуйся, Купино Неопалимая». Благочестивое христианское усердие постаралось закрепить в художественном образе эту мысль, и отсюда возникла икона Богоматери «Неопалимая Купина». Одна из наиболее древних икон «Неопалимой Купины» находилась в московском Благовещенском соборе. Она принесена в Москву палестинскими иноками в 1390 году и, по преданию, писана на камне той скалы, где Моисей видел таинственный куст. Рис. 1. Богоматерь «Неопалимая Купина» В последние века при написании иконы изображается восьмиугольная звезда, окружающая Богоматерь. Звезда составлена из двух четырехугольников. Один окрашивается в красный цвет, который показывает образ пламени, другой же, напоминая зелень тернового куста, – в зеленый. В углах иконы – четыре символа, упоминаемые в Апокалипсисе Иоанна Богослова: человек, лев, телец и орел, а также архангелы с теми символами, какие предписывает им церковное предание: Михаил с жезлом, Рафаил с алавастром, Уриил с огненным мечом, Селафиил с кадилом, Варахиил с виноградной гроздью и Гавриил с веткой благовестия. В руках Пречистой Девы помещается еще иногда, кроме младенца, лестница, прислоненная верхним концом к плечу Богоматери, символизирующая то, что Она возвела человечество от земли на небо. Пишут иногда еще врата и жезл – символ Спасителя, называемого в церковных песнях «жезлом от корня Иессеева». По народному верованию, эта икона избавляет от огня дома тех, кто почитает ее. Существует много описаний чудодейственного воздействия иконы на исход пожаров, при которых сила веры в нее усмиряла огонь. Празднование этой иконе совершается два раза: 4/17 сентября – в день памяти пророка Моисея, видевшего «купину», и в шестую неделю до Пасхи – неделю о Слепом, так как в этот день, по преданию, была перенесена в Хамовники из Кремля икона и освящен новый храм. Иконе Богоматери «Неопалимая Купина» молятся издревле для спасения от пожаров. При возникновении загорания подносят икону к месту пожара, и тотчас же огонь усмиряет свой пыл. В 1822 году в городе Славянске Харьковской губернии участились пожары от поджогов. Жители не знали, что делать. Тогда благочестивой старушке Бельницкой было открыто во сне, что если напишут икону «Неопалимой Купины» и совершат пред нею молебен, пожары прекратятся. Бельницкая рассказала о сне протоиерею Костичу. Икона была немедленно написана, и после литургии пред нею совершено молебствие. В тот же день случился новый пожар и обнаружена поджигательница – малоумная девица Мавра. Оказалось, что это она производила все пожары. Пожары после этого прекратились, а благодарные жители устроили для иконы киот с подписью: «В память 1822 года за спасение града от пожара». Икона стояла в Троицкой церкви. Это только один эпизод о помощи иконы Богородицы «Неопалимой Купины», взятый из книги «Чудотворные иконы». В нашей жизни существует много необъяснимого и, вполне возможно, что есть что-то разумное в веровании чудодейственным силам тех или иных икон. Молитвы, произносимые пред ликом Богородицы «Неопалимой Купины», вселяют надежду в души многих верующих христиан и, может, действительно усмиряют неконтролируемый благодатный и очистительный огонь, тем самым спасая от возгорания жилье и прилегающую природу верующих во спасение. Слова молитвы, произносимые перед иконой, которые оберегают от пожаров, я привожу из книги «Чудотворные иконы» для познания и применения тем, кто верит в чудодейственную силу иконы. Молитва Пресвятой Богородице пред ее иконой «Неопалимая Купина»: «О, Пресвятая и Преблагословенная Мати Сладчайшего Господа нашего Иисуса Христа! Припадаем и поклоняемся Тебе пред святою и пречистою иконою Твоею, ею же дивная и преславная чудеса содеваеши, от огненнаго запаления и молнеиносного грома жилища наша спасаеши, недужныя и всяко благое прошение наше во благо исполнявши. Смиренно молим Тя, всесильная рода нашего Заступнице, сподоби ны, немощныя и грешныя. Твоего Матерняго участия и благопопечения. Спаси и сохрани, Владычице, под кровом милости Твоея Церковь Святую, обитель сию, всю страну нашу православную и вся ны припадающия к Тебе с верою и любовию и умиленно просящия со слезами Твоего заступления. Ей Госпоже Всемилостивая, умилосердися на нас, обуреваемых грехами многими и не имущих дерзновения ко Христу Господу просити Его о помиловании и прощении; но Тебе предлагаем к Нему на умоление, Матерь Его по плоти, Ты же Всеблагая, простри к Нему Богоприименеи руце Твои, и предстательствуй за нас пред благостию Его, просящи нам прощения прегрешений наших, благочестнаго мирнаго жития, благия христианския кончины и доброго ответа на страшнем суде Его. В час же грознаго посещения Божия, егда огнем возгорятся домы наши, или молниеносным громом устрашаеми будем, яви нам милостивное Твое заступление и державное вспоможение; да спасаеми всесильными Твоими ко Господу молитвами, временнаго наказания Божия зде избегнем и вечное блаженство райское тамо унаследуем, и со всеми святыми воспоем Пречестное и Великолепное имя покланяемыя Троицы, Отца и Сына и Святаго Духа, и Твое велие к нам милосердие, во веки веков. Аминь». |