О проекте
Поиск по сайту
ВКонтакте
История пожарной охраны Новосибирской области - 30-е годы... |
Страница 7 из 14
30-е ГОДЫ... Несовершенство пожарной техники и средства связи подталкивало к новым изобретениям. В январе 1927 года проведена проба телефона, приспособленного для пожарного дела. В течение нескольких секунд 2 шеста с контактами и идущими от них проводами к телефону набрасывались на городскую телефонную линию и включались в общую сеть. Телефонная станция, заметив 2 одновременно выпавших номера, немедленно отвечала, соединяя требуемые по ходу пожара номера абонентов. До этого времени пожарная часть, выехавшая на пожар, теряла связь с остальными частями и в случае необходимости не могла вызвать себе помощь. В августе 1927 года началось строительство пожарной части в Ипподромском районе (на этом месте сейчас ДК «Строитель»). Для этой цели выделено 45000 руб. В начале декабря строительство было завершено. Так появилась 4-я пожарная часть по адресу: ул. Гоголя, д. 108; тел.0-70. Перед губисполкомом возникло множество хозяйственных проблем благоустройства города. Первая водопроводная сеть была завершена к концу 1927 года. Она прошла по Красному проспекту и улице Большевистской протяженностью 28 км, а к весне 1929 года были сооружены: водозаборное устройство, насосная станция на 4 км выше ж/д моста, около устья р. Ини. Протяженность сетей составила 52 км, к водопроводу подключились 140 домов. По всей сети города планировалось установить к концу 1934 года 357 пожарных гидрантов московского типа. Таким образом, водопровод прочно вошел в обиход горожан, в какой-то степени он удовлетворил потребности города и промышленных предприятий в воде, стал надежным помощником в борьбе с возникающими пожарами. 18 июля 1927 года Постановлением ВЦИК и СНК РСФСР организован государственный пожарный надзор, с созданием которого началось планомерное осуществление профилактических мероприятий с учетом особенностей различных отраслей. На всех крупных предприятиях впервые стали проводиться противопожарные обследования. По инициативе Сибкрайкоммунотдела в Новосибирске 2 апреля 1928 года открылись первые сибирские краевые курсы пожарных командиров на 20 мест с годичным обучением. Открытие курсов способствовало усилению боеготовности в пожарных частях города, т.к. одна треть курсантов, в порядке практической учебы, ежедневно вливались в состав дежурных смен. 7 апреля 1929 года состоялся первый выпуск пожарных курсов 19 человек. Торжественный вечер состоялся в клубе коммунальников по ул. Семипалатинской, 28 (1 пожарная часть). В этом же году ставился вопрос о строительстве здания для курсов, состоялся новый прием курсантов — 38 человек. Пожарные части постепенно переходили от конных обозов на автомобильную тягу. В 1928 году на приобретение пожарных автомобилей было выделено 55000 руб. На базе первых отечественных автомобилей АМО-Ф-15, ПМЗ-1 выпускались механические лестницы, дымососы, автоцистерны. Сейчас уже трудно представить как выглядели автомобили того времени. Открытые скамейки для пожарного расчета, навесные катушки с рукавами, медный сигнальный колокол у кабины... Но их скорость и оперативность, мощность и универсальность во многом превосходили конные хода. Автомобили быстро вытеснили лошадей из пожарных депо и скоро стали привычными не только на улицах города, но и на сельских дорогах. ...Во время пожара на углу Енисейской и Переселенческой улиц, на втором этаже были отрезаны огнем 5 человек. Брандмейстер Федькин, пожарные Рогожин, Петряков, Перегоедов, смочив водой платье, по раздвижной лестнице смело устремились в окно 2 этажа, охваченного пламенем здания и с риском для жизни спасли людей. С ростом промышленности в городе увеличивалось и количество объектовых частей, которые принимали участие в тушении городских пожаров. ...22 мая на заводе «Труд» загорелась котельная, создалась угроза взрыва котла. Пожар был успешно потушен командой лесозавода № 3 (ДОК Большевик). Пятилетним планом развития коммунального хозяйства города на 1928—1932 годы предусматривалось дальнейшее развитие механизации пожарных обозов, улучшение условий службы и быта пожарных. Статьями этого плана предусматривалось: 1. Существующая пожарная охрана удовлетворяет нормам НКВД, имеющиеся и пожарные части достаточно обслуживают город и имеют радиус обслуживания 2 км. Предстоящий рост населения города свыше 175 тыс. чел. Выделяется 60 тыс. руб. на перестройку третьей пожарной части. Выделить на различные пожарные дела 155 тыс. руб. 2. Водопровод: на сети водопровода города установить 300 пожарных гидрантов московского типа и 150 пожарных кранов. 3. На постройку пятой части предусматривается суммам40000 руб., но исходя из практики строительства и с учетом новых требований, какие предъявляются в последнее время в пожарном строительстве, например, должна быть учебная башня (она же — сушка для рукавов), душевые, квартиры для брандмейстера и его помощника, предусмотреть увеличение суммы до 70000 руб. 4. Общежития для пожарных: в настоящее время при второй пожарной части имеется общежитие для пожарных, остальные живут в разных районах города, а современные требования — проживание от части не более в 200 м. В первую очередь в 1927—1928 годы построить при четвертой пожарной части два двухэтажных дома на сумму 48000 руб. В 1928—1929 годы при первой пожарной части один 2-этажный дом. В последующие годы строительство домов при пожарных частях — 3,5. 5. Транспорт: из существующих в настоящее время пожарных частей, только первая переведена на автотягу и планируется все пожарные части города перевести на автомобили. Для этой цели приобрести 3 пожарных автомобиля по 18 тыс. руб. каждый, для пожарной части №2, а освободившиеся конные обозы передать в новую пожарную часть №5. 6. Связь: для быстрого сообщения о пожаре построить специальную пожарную сигнализацию в четырех пожарных частях города со ста уличными извещателями, затраты 100 тыс. руб. 17 декабря 1929 года, в силу постановления крайисполкома от 17 декабря 1929 года и в соответствии с постановлением ЦИК и СНК РСФСР от 18 июля 1927 года об организации госпожнадзора организовано Западно-Сибирское краевое Управление пожарной охраны, расположившееся в городском корпусе по Красному проспекту д. 23, тел. 10-24. Начальником краевого УПО назначен Перебейнос Павел Никитич, а начальником Управления пожарной охраны города — Маточкин Семен Лаврентьевич. Располагалось по ул. Спартаковской, д. 8, тел. 12-52. Подчинен горсовету. ПЧ-1 —тел. 2-50; угол Красного проспекта и Спартаковской; брандмейстер Крыночкин. ПЧ-2 — тел. 1-43; ул. Сибирская, д. 30; брандмейстер И.Н. Устюжанин. ПЧ-3 — тел. 1-57; ул. Декабристов, д. 2; брандмейстер Федькин. ПЧ-4 — тел. 0-70; ул. Гоголя, д. 108. НДПО — тел. 6-32; располагалось в ПЧ-1. В этот период приобретались не только новые автомобили, но и ремонтировались старые... Пожарная команда Вокзального района получила из Омска, после ремонта автомобиль «Решительный». Он блестел краской и хромированными деталями, но только не заводился. При осмотре оказалось: 3 цилиндра задраны, клапана не притерты, коленвал с трещиной и много мелких недостатков... 4 января 1928 года постановлением № 1 Горсовета «Об урегулировании уличного движения» предписывается при следовании пожарного обоза на пожар, водителям встречных автомобилей и автобусов уменьшить силу света или остановиться, при надобности, уступая дорогу. В апреле 1937 года в городах и селах началась подготовка к новому строительству пожарных депо. Каменные депо уже строятся в Новосибирске, Черепаново, Куйбышеве. В апреле 1938 года к 20-летию Российской пожарной охраны 188 бойцов и командиров награждены знаком «Лучшему работнику пожарной охраны», 210 человек получили именные часы и 212 — ценные подарки. Отмечались следующие работники пожарной охраны как: Н.А. Корягин, И.Г. Плотников, Ф.С. Карасаев, М.Е. Кашеутов. Николай Александрович Корягин отличился на тушении баржи с горючим. Огонь при взрыве баков угрожал перекинуться на близстоящие суда и складские помещения пристани. Он первым бросился на борьбу с огнем, благодаря его умелым действиям удалось быстро укротить огонь. Он же отличился при спасении тонущего обоза. Весной на Оби, при переправе через реку, обоз из 12 лошадей провалился под лед. В спасении людей участвовала пожарная команда, Н.А. Корягин спас 3-х человек. «Советская Сибирь» 1939 год 18 апреля: «...Как отмечал начальник городского управления пожарной охраны С.Л. Маточкин — боеспособность пожарных команд день ото дня улучшается. Хочется отметить таких работников пожарной охраны нашего города, как начальника пожарной части №5 И.Ф. Николаева — работает в пожарной охране с 1922 года, старшего инспектора городского УПО Суслова Ивана Ивановича, работающего инспектором с 1923 года.
Душой первой пожарной части стал Бутарев Василий Степанович — профессиональный пожарный, умелый организатор коллектива. В Закаменской пожарной части, нужно отметить Крючкина — грамотного специалиста, смелого огнеборца.
Боеспособный коллектив ДПО сложился на железнодорожном узле ст. Новосибирск. Они своими силами оборудовали пожарный поезд. Коллектив ДПО пожарного поезда активно участвует в общественной жизни. Инициаторами всех добрых дел являются: брандмейстер Стрихер, пожарные Соснин, Шепелев. К концу тридцатых годов в нашем городе состоялось четыре выпуска пожарных курсов. В городе образовалась шестая пожарная часть, оснащенная передовой техникой. Конные пожарные обозы, каланчисты и водовозы уходят в историю». |