О проекте
Поиск по сайту
ВКонтакте
История пожарной охраны Новосибирской области - Планы городской думы |
Страница 5 из 14
ПЛАНЫ ГОРОДСКОЙ ДУМЫ В связи с пожарной катастрофой стали очевидны многие недостатки в планировке города... Стихийный быстрый рост Новониколаевска, неупорядоченность застройки привели к весьма значительным негативным явлениям в его развитии. Береговая полоса Оби оказалась занятой производственными, складскими и транспортными территориями, тяготеющими к воде в силу технологической необходимости. По берегам реки разместились: лесопильный, сухарный заводы, заведения «Нобель», «Мазут», мельницы, насосные станции железной дороги, мост, пароходная пристань и другие сооружения. Отдельные части города были труднодоступны. В закаменскую часть Ново-Николаевска преграждал путь каньон реки Каменки, через который не было мостов — проезд совершался по крутым спускам по берегам и через Каменку. Дорогу из Центральной части города в Вокзальную также преграждал Михайловский лог и проехать на Михайловскую улицу можно было только через один мост или в объезд всего оврага по Сибирской улице. Переезды через железную дорогу находились на одном уровне с рельсовыми путями, что было небезопасно... При столь сложной и расчлененной планировочной структуре города, при значительных его территориальных размерах, большой плотности застройки и низком техническом качестве жилого фонда было трудно эффективно оборудовать город инженерными коммуникациями, благоустроить его, наладить транспортную связь, сделать город безопасным в пожарном отношении... Самым крупным предприятием в ту пору считался механический медночугунный завод «Труд», принадлежавший Глотову, на котором работало до 50-ти рабочих, а всего-то работающих на всех перечисленных предприятиях насчитывалось 2057 человек. Старожилы вспоминали: «Прежде чем приниматься за отливку чугунных деталей, Глотов звонил в Закаменскую пожарную команду: «Будем лить!» Это потому, что каждый раз при литье чугуна приземистая деревянная крыша литейки вспыхивала и частенько сгорала дотла». Главной и неразрешимой проблемой в городе оставалось водоснабжение. На ноябрь 1909 года в городе имелось всего три колодца: один на углу Кузнецкой и Алтайской улиц, другой — на углу Каменской и Бийской, а третий — около Федоровой бани. Городская Управа платила владельцам колодцев по 20 копеек за бочку. Поскольку в городе водопровода не было, жителям приходилось прибегать к услугам водовозов, брать воду из прилегающих водоемов и рек. Губернская газета «Сибирская жизнь» писала по этому поводу: «Следует обратить самое серьезное внимание тем, кому этим ведать надлежит... В верхнем течении Каменки каждый день происходит огульное полоскание. Внизу же, на самом конечном пункте десятки водовозов наполняют свои бочки. При малом течении Каменки очень редкая «прелесть» пропадает даром; вся попадает в бочки, затем в желудки обывателей». С незапамятных времен установилось: пожарные и вода — неразлучные спутники в борьбе с огнем. Так было, так есть и так, вероятно, останется надолго. Городская Управа объявила по всей стране конкурс на лучший проект водопровода за вознаграждение в три тысячи рублей. Пожарный расход должен быть предусмотрен на два пожара, при работе 4-х струй, по 50 ведер в минуту на каждый пожар. При расчете пожарного напора длина пожарного шланга должна быть принята не менее 50-ти сажен, а высота струи — 12 сажен от конца брандспойта. Количество пожарных гидрантов, предлагаемых к постановке немедленно, определяется городским управлением в 25% от требуемого. Пожарные гидранты и запасные поставки должны быть размещены на расстоянии не более 100 сажен один от другого, преимущественно на перекрестках улиц. Гидранты желательно московского типа. В проекте концессии сказано: водопровод в совершенно готовом виде и открытие его в действие в полном составе — не позднее 1 октября 1915 года. Строительный период — 1914—1915 годы. Назревшая империалистическая война развеяла все обещания и намерения городской Думы. |