Поиск по сайту

Календарь событий

Прошлый месяц Июнь 2015 Следующий месяц
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
week 23 1 2 3 4 5 6 7
week 24 8 9 10 11 12 13 14
week 25 15 16 17 18 19 20 21
week 26 22 23 24 25 26 27 28
week 27 29 30

ВКонтакте

logoVK.jpg

Web-портал

survey_3.jpg

Голосования

survey.jpg
Joomla
История пожарной охраны Омской области - Омская крепость (1716–1824 годы)
СОДЕРЖАНИЕ
История пожарной охраны Омской области
Каждый день между жизнью и смертью
Омская крепость (1716–1824 годы)
Становление омской пожарной охраны (1825–1860 годы)
Пожарная охрана в 1860–1900 годах
Накануне революции (1901–1917 годы)
Пожарная охрана при советской власти (1917–1940 годы)
Пожарная охрана в годы войны (1941–1945 годы)
Пожарная охрана в послевоенный период
Все страницы

ОМСКАЯ КРЕПОСТЬ (1716–1824 ГОДЫ)

История пожарной охраны неразрывно связана с основанием города Омска, его становлением и раз­витием. 31 августа 1628 года вышел царский указ, адресованный главным тобольским воеводам, об ос­новании Омской крепости, о поселении крестьян, заведении пашни, обеспечении семенами и т.д. Но пожеланиям московского правительства не суждено было осуществиться до начала XVIII века, т.е. до того времени, когда управителем Сибири был назначен князь М.П. Гагарин.

Во время одной из военных экспедиций 1715–1716 годов отрядом Бухгольца в 1716 году была основана Омская крепость — будущий город Омск. В 1717 году инженер-поручик Коландер окончательно устраивает Омскую и Ямышевскую крепости.

С первых лет существования Омской крепости от­ведена важная роль в исторически закономерном, глу­боко прогрессивном процессе продвижения русских людей в Сибирь.

Первоначально Омская крепость находилась на левом берегу р. Оми. Она представляла собой просто укрепленный лагерь о пяти бастионах, окруженный рвом и рогатками. Для обороны от врагов, вооружен­ных луками и копьями, подобных укреплений было достаточно.

Гарнизон крепости был невелик и составлял три роты пехоты (360 солдат), драгунскую команду (209 казаков) и офицерский состав. Основными зданиями были деревянная церковь, комендантский дом, дом для инвалидов и комендантская канцелярия. По пе­реписи 1725 года в Омском форштадте числилось 992 человека, а по переписи 1742 года — 1092 человека.

Основным занятием населения было хлебопаше­ство. Пашни, заведенные с узкими целями (обеспе­чить войско хлебом), явились первыми очагами зем­леделия, откуда хлебопашество начало распростра­няться в степную зону Западной Сибири.

Крепость, расположенная на стыке двух рек, Ир­тыша и Оми, служила воротами в обширный район Верхнего Прииртышья и север Казахстана, контроли­ровала водные и караванные пути на юге Западной Сибири. И уже в начале 60-х годов XVIII столетия Омская крепость стала официальным центром укреп­ленных линий Западной Сибири.

В 1765 году начали возводить новые каменные кре­постные сооружения. Строительство велось по после­днему слову военной и инженерной техники того вре­мени. Крепость на правом берегу р. Оми занимала вы­годное положение и была прекрасно укреплена. Она представляла собой многоугольник с пятью бастиона­ми. Основными сооружениями крепости были камен­ная церковь и лютеранская кирха, дома для генерали­тета и штаб-офицеров, солдатские казармы, артилле­рийский арсенал, пороховые погреба, соляные мага­зины, военные подвалы и тюремный острог.

К этому времени на левом берегу р. Оми располага­лись каменная и деревянная церкви, госпиталь, про­виантский магазин, гостиный двор, ратуша и 388 обы­вательских домов. Особенно быстро росли форштадты-выселки. Все новые и новые землянки появлялись в форштадтах.

В 1782 году Сибирь разделили на три наместниче­ства: Иркутское, Колыванское и Тобольское. Омская крепость была причислена к Тобольскому наместни­честву, как заштатный уездный городишко.

Указом от 27 февраля 1804 года Омск становится уездным городом Тобольской губернии. Количество военного населения достигает 3,5 тысячи человек, а «свободных» жителей всего 488.

В начале XVIII столетия Омская крепость имела 7 форштадтов. В них жили преимущественно отстав­ные нижние чины, ссыльные и вольные поселенцы, так называемые «подлые люди», которые выполняли наиболее трудоемкие работы.

На левом берегу р. Оми, вблизи ее устья, находились форштадты Ильинский и Казачий. Ильинский, самый крупный из всех форштадтов, имел пять улиц. Он был обнесен оборонительной оградой — ретрашементом.

В этом форштадте размещались кордегардия и торго­вый центр Омска — гостиный двор, питейные дома. Левый берег р. Оми сообщался с правым наплавным мостом. На правом берегу р. Оми располагались Возне­сенский, Мокрый, Бутырский, Кадышевский и Под­горный форштадты, окружившие кольцом новую кре­пость. Почти ежегодно город страдал от больших по­жаров и наводнений, которые, как видно из сохранив­шихся дел Тобольского губернского правления, про­исходили в 1809, 1811, 1814 годах. Больше всего стра­дали от стихийных бедствий форштадты. Например, в 1818 году разлив Иртыша затопил на Ильинском фор­штадте 50 домов, а вышедшие из берегов воды р. Оми снесли 220 домов в Мокром и Вознесенском форш­тадтах.

В следующем, 1819 году 8 мая в два часа дня про­изошел пожар в Омской крепости. Вот как описывал его в своем рапорте генерал-губернатору Сперанско­му начальник штаба Сибирского отдельного корпуса генерал-майор Клот фон Юргенсберг: «...от переносимых больших углей через несколько зда­ний, крепостные вал и ров загорелись дома в форштадтах Воскресенском и Мокром, а от сих строений перекинуло горящие головни через реку Омь в город — Гостиный ряд и Кочагурный форштадт, и по направлению северо-западно­го ветра с необыкновенно сильными порывами около полудня начавшимися, менее нежели в 6 часов сгорело в крепо­сти казенных здании деревянных со службами четыре, да флигель военно-сиротского отделения, да повредились от огня каменная казарма и кухня; в форштадте и городе со всем имуществом домов: солдатских, мещанских, купечес­ких — восемьдесят, в Гостином и Мясном ряде лавок трид­цать девять.

По донесению коменданта крепости полковника Ива­нова, основанному на строжайшем исследовании, загоре­лась сначала кухня казенного деревянного дома, в котором квартировал отсутствующий корпусный штаб-доктор Эрнет и выкинутый из оной вихрем пламень объял в один миг вблизи находящийся деревянный корпус, крытый сосно­вым тесом и занимаемый офицерами Омского гарнизонно­го полка, из коего потом перенесенная бурею через несколь­ко домов пылающая головня зажгла деревянную казарму 9-й роты того полка... При сем несчастном случае в Вос­кресенском форштадте сгорели мальчик менее 7-ми лет и гатлангер артиллерийской гарнизонной № 64 роты, сто­явший на квартире у кузнеца той же роты... Находившись безотлучно сам при пожаре, я о сем жалостном происше­ствии с сокрушением духа имею честь Вашему Высокопре­восходительству донести».

Сумма ущерба от этого пожара составила 200000 рублей, и сотни людей остались без крова. У частных лиц сгорело имущества на 121683 рубля. Пострадав­шим выдали пособие в размере 5000 рублей. Эти день­ги были распределены между чиновниками и офице­рами. Семьи же рядовых казаков, солдат, мастеровых, больше всего пострадавших от огня, должны были выбиваться из нужды «своими средствами».

Уже к 1820 году в Омске имелось 7 заводов, пре­имущественно кожевенного, салотопенного и мылова­ренного производства. Несколько позже появились кирпично-делательные, гончарные, свечные, маслобой­ные и пивоваренные заводы.

В 1822 году в положении Омска происходят круп­ные перемены. Он становится областным городом от­дельной области. В нем размещалось пограничное Управление, руководство над которым принимает ко­мандир пограничных линий, переименованный в кор­пусного командира. Но в административном отноше­нии Омск по-прежнему зависел от генерал-губерна­тора Западной Сибири, резиденция которого находи­лась в г. Тобольске. Таким образом, в Омске в те вре­мена одновременно существовали уездные учреждения Тобольской губернии и военно-областные Омской об­ласти. В итоге между властями часто возникали недо­разумения, порождалась обширная переписка. Это обстоятельство побудило генерал-губернатора Запад­ной Сибири генерал-лейтенанта Капцевича поднять в 1824 году вопрос о перенесении Главного Управления Западной Сибири из Тобольска в Омск.

Капцевич обосновывал свое ходатайство теми со­ображениями, что Омск является центральным для Западной Сибири пунктом, находясь между Тоболь­ском и Томском, и что дело устроения степи из Ом­ска во всех отношениях наладить удобнее.

Ходатайство Капцевича в Петербурге не поддержа­ли на том основании, что Главное Управление назна­чено в Тобольск Сибирским учреждением и что по­вторено во многих актах. Кроме того, «Тобольск по древности и численности населения ни в какое срав­нение с Омском поставлен быть не может, тем более что Омск последними пожарами приведен в крайнее разорение».

Приводя причины отклонения ходатайства, Указ однако разрешил генерал-лейтенанту перенести Совет Главного Управления туда, где будет находиться и Кап­цевич. Но Капцевич этим разрешением не восполь­зовался, оставив Совет в Тобольске, но сам сделал Омск своей постоянной резиденцией. Время его уп­равления — одна из лучших страниц нашего города, к сожалению, слишком краткая, так как в 1828 году на должность генерал-губернатора заступил генерал-лейтенант Вельяминов.

Ну а один из пожаров, о котором говорилось в от­казе перенести резиденцию генерал-губернатора из Тобольска в Омск, произошел 2 мая 1823 года. Начал­ся он в бане вдовы подпоручицы Обрубковой. Силь­ный ветер разбрасывал горящие головни на форштад­ты Ильинский и Воскресенский. Вспыхнуло сразу по несколько домов в разных местах. В Ильинском фор­штадте сгорело 162, а в Воскресенском — 38 домов, в том числе два казенных и здание городской поли­ции. Пожар продолжался несколько часов. Участив­шиеся случаи крупных пожаров заставили городскую Думу заняться организацией пожарной охраны.