Поиск по сайту

Календарь событий

Прошлый месяц Май 2015 Следующий месяц
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
week 18 1 2 3
week 19 4 5 6 7 8 9 10
week 20 11 12 13 14 15 16 17
week 21 18 19 20 21 22 23 24
week 22 25 26 27 28 29 30 31

ВКонтакте

logoVK.jpg

Web-портал

survey_3.jpg

Голосования

survey.jpg
Joomla

ЕВРОАТЛАНТИЧЕСКИЙ КООРДИНАЦИОННЫЙ ЦЕНТР РЕАГИРОВАНИЯ НА СТИХИЙНЫЕ БЕДСТВИЯ И КАТАСТРОФЫ, центр по оказанию помощи при крупномасштабных бедствиях странам Совета евроатлантического партнёрства (членам НАТО и другим государствам — участникам). Имеет полномочия по реагированию на крупномасштабные бедствия в регионе Совета евроатлантического партнёрства при постоянных консультациях с Управлением ООН по координации гуманитарных вопросов.

ЕВРОПЕЙСКИЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ЦЕНТР ПО ВОПРОСАМ ИНФОРМИРОВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ (ЕИЦИНЧС), международная межправительственная организация, созданная на базе Национальной школы гражданской защиты Испании в 1990 году. Центр занимается исследованием реакций людей на бедствия и разработкой методов позитивного изменения данных реакций. В этой связи основная задача состоит в разработке новых технологий информирования населения в чрезвычайных ситуациях. В Центре исследуется психология поведения людей в условиях бедствий, роль средств массовой информации и различных информационных служб. Центр проводит национальные и международные семинары специалистов и издает соответствующую учебно-методическую литературу.

ЕВРОПЕЙСКИЙ УЧЕБНЫЙ ЦЕНТР ПО ВОПРОСАМ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ (АФЕМ), международная межправительственная организация, созданная в 1988 году, которая осуществляет деятельность по следующим основным направлениям: 1) разрабатывает и выполняет международные программы обучения по вопросам стихийных бедствий; ежегодно проводит учебный курс «Подготовка к бедствиям и вопросы управления», в рамках которого рассматривает вопросы: виды и последствия природных и техногенных бедствий; оценка опасности; анализ потенциальной уязвимости; модели бедствий и системы оповещения; планирование мероприятий по борьбе с бедствиями на местном, региональном и национальном уровнях; управление в чрезвычайных ситуациях; поисково-спасательные работы; организация работы различных учреждений по борьбе с бедствиями. Курс рассчитан на должностных лиц, занимающихся вопросами подготовки к бедствиям и ликвидацией чрезвычайных ситуаций на государственном, региональном и местном уровнях; 2) научно-исследовательская работа, посвящённая контролю за проектированием и строительством зданий и сооружений в соответствии с действующими строительными нормами и правилами, пересмотру действующих строительных норм и правил с точки зрения предотвращения или смягчения разрушительных последствий; 3) распространение информации по борьбе с бедствиями. АФЕМ готовит видеофильмы и распространяет среди населения и специалистов.

Ф.Г. Маланичев

ЕВРОПЕЙСКИЙ ЦЕНТР МЕДИЦИНЫ КАТАСТРОФ (СЕМЕС), международная межправительственная организация, призванная содействовать предотвращению и уменьшению опасности природных и техногенных катастроф путём проведения научных исследований, международного сотрудничества, разработки программ по подготовке специалистов, главным образом среди европейских стран. Основан в 1986 году под эгидой Совета Европы. Расположен в Сан-Марино. Основные направления деятельности Центра: организация учебных курсов по вопросам медицины катастроф для врачей, медицинских сестёр, спасателей, ветеринаров, руководящего состава гражданской обороны; организация европейских семинаров специалистов в области планирования и координации учебных программ; координация на европейском уровне исследований в области медицины катастроф; организация «круглых столов» для обсуждения учебных и научно-исследовательских программ; публикация различных материалов по специальным вопросам предотвращения и ликвидации последствий бедствий; сбор информации и создание соответствующих банков данных; создание в сотрудничестве с Католическим университетом (г. Рим) банка библиографических данных.

С.Ф. Гончаров

ЕВРОПЕЙСКИЙ ЦЕНТР НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ КАТАСТРОФ, международная межправительственная организация, ставящая своей целью: внедрение комплекса социально-правовых и экономических мер по управлению рисками чрезвычайных ситуаций; создание международных полигонов для отработки комплексной технологии уменьшения человеческих жертв и материального ущерба от землетрясений, извержений вулканов и цунами на Камчатке и в других сейсмоопасных районах мира; использование космических технологий для прогноза, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; разработку экспертных систем по прогнозу чрезвычайных ситуаций, их масштабов и определению оптимальных сценариев реагирования. Образован в 1995 году в ФГУ ВНИИ ГОЧС МЧС России в рамках Частичного открытого соглашения Совета Европы (ЧОС СЕ).

ЕВРОПЕЙСКИЙ ЦЕНТР ПО СЕЙСМИЧЕСКИМ И ГЕОМОРФОЛОГИЧЕСКИМ ОПАСНОСТЯМ (ЕЦСГО), международная межправительственная организация, занимающаяся созданием и эксплуатацией системы быстрого выявления эпицентров землетрясений в Европе и Средиземном море. В состав ЕЦСГО входят Европейско-средиземноморский сейсмологический центр (ЕССЦ) в Брюсселе и Европейский центр по геоморфологическим опасностям (ЕЦГО) в Страсбурге. Создан в 1987 году и объединяет преподавателей, научных работников, геологов и географов из 30 европейских центров и лабораторий европейских стран. Центр несет ответственность: за передачу полученных результатов соответствующим международным органам и национальным учреждениям; определение основных параметров сейсмических явлений в Европейско-средиземноморском регионе и доведение результатов до заинтересованных организаций; предоставление информации по запросам о конкретных сейсмических явлениях; обеспечение функционирования Европейского сейсмического банка данных; обеспечение процесса совершенствования систем сейсмического наблюдения и передачи данных, развитие сотрудничества между европейскими и средиземноморскими странами в области сейсмических исследований, скорейшее доведение информации о катастрофических землетрясениях, происходящих в Европейско-средиземноморском регионе, до Исполнительного секретариата Частично открытого соглашения стран ЕЭС, международных спасательных формирований и т.д.

Ф.Г. Маланичев

ЕВРОПЕЙСКОЕ СООБЩЕСТВО ПО АТОМНОЙ ЭНЕРГИИ (ЕВРАТОМ), экономическое сообщество стран, входящих в Европейское экономическое сообщество: Франции, ФРГ, Италии, Бельгии, Нидерландов, Люксембурга, Великобритании, Дании, Ирландии, Греции, Испании и Португалии. Создано одновременно с ЕЭС в 1957 году с целью объединения ресурсов атомной энергии и атомной промышленности этих стран. Координирует национальные программы развития и безопасности ядерной энергетики. Штаб-квартира в Брюсселе (Бельгия).

ЕДИНАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ СИСТЕМА КОНТРОЛЯ РАДИАЦИОННОЙ ОБСТАНОВКИ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЕГАСКРО), система, объединяющая ведомственные службы и сети радиационного контроля и мониторинга в единую систему на основе автоматизации процессов сбора, передачи и анализа информации о состоянии радиационной обстановки на территории РФ, а также прогноза в этой области (находится в стадии создания, функционирует частично). Целями создания ЕГАСКРО являются: совершенствование государственного контроля радиационной обстановки на территории РФ для приведения его в соответствие с требованиями действующего законодательства в области обеспечения радиационной безопасности; оперативное обеспечение органов государственной власти РФ, субъектов РФ, федерального управления и надзора в области радиационной безопасности и населения достоверной информацией о текущем и ожидаемом состоянии радиационной обстановки, фактах, характере, масштабах и прогнозах последствий её ухудшения; информационное обеспечение Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) в части контроля радиационной обстановки и обеспечения радиационной безопасности населения; информационная поддержка и выработка рекомендаций для принятия решений органами федерального и территориального управления и надзора по обеспечению радиационной безопасности населения страны и защите окружающей среды. Задачами ЕГАСКРО являются: контроль техногенных источников поступления радионуклидов в окружающую среду и параметров радиационной обстановки на радиационно-опасных объектах; измерение параметров радиоактивного загрязнения объектов окружающей среды и среды обитания человека; идентификация источников ухудшения радиационной обстановки с установлением его характера и масштабов; сбор, первичная обработка и передача данных измерений параметров радиационной обстановки, необходимых для определения краткосрочной и долгосрочной динамики, оперативного выявления фактов её ухудшения; оперативное представление данных объективного анализа и прогноза радиационной обстановки на территории страны и в отдельных её регионах с использованием современных методов и средств отображения данных; обобщение и анализ данных о накопленных и прогнозируемых дозах; ведение проблемно ориентированной распределенной сети баз данных, включая документирование, архивацию получаемой входной информации и результатов её комплексной обработки; выработка рекомендаций органам государственной власти и местного самоуправления для принятия решений по соблюдению норм и правил радиационной безопасности и защите населения и окружающей среды в аварийных ситуациях; обеспечение беспрепятственного информационного обмена внутри ЕГАСКРО, а также с взаимодействующими государственными и международными организациями.

Система обеспечивает: контроль за количеством и составом радиоактивных веществ, поступающих в окружающую среду от радиационно-опасных объектов; измерение уровней радиоактивного загрязнения объектов окружающей среды и определение радионуклидного состава загрязнения; определение с достоверностью не ниже 0,8 источников радиоактивного загрязнения при установлении фактов ухудшения радиационной обстановки; непрерывный контроль параметров радиационной обстановки в стационарных пунктах наблюдения; контроль параметров радиационной обстановки на радиационно-опасных объектах с целью определения состояния нормального или аварийного в радиационном отношении функционирования объекта; оперативный анализ и предварительный прогноз радиационной обстановки в зоне аварии, оценку дозовых нагрузок на население за время, не превышающее одного часа после получения информации об аварии, последующую выдачу уточнённых анализов радиационной обстановки и прогнозов её развития через каждые три часа; оценку возможности трансграничного переноса загрязнённых воздушных масс; выработку рекомендаций по снижению опасных воздействий и преодолению последствий аварии за время, не превышающее двенадцати часов; получение данных о природных факторах, оказывающих влияние на формирование радиационной обстановки.

ЕГАСКРО является информационно-измерительной системой контроля, способной обеспечить выявление всех гигиенически и экологически значимых ухудшений радиационной обстановки, осуществлять оценку и прогнозирование её изменения на территории РФ, вырабатывать рекомендации для соответствующих органов управления в области обеспечения радиационной безопасности. Она функционирует в непрерывном режиме как в условиях нормальной работы радиационно-опасных предприятий и нормальной радиационно-экономической ситуации, так и в условиях радиационных аварий. Система создается по иерархическому принципу и имеет три основных уровня и обобщения информации — объектовый, региональный и федеральный. При необходимости могут вводиться дополнительные структурные уровни (подуровни) — муниципальный и межрегиональный. К объектовому уровню относятся измерительные средства и сети ведомственной принадлежности, осуществляющие измерения параметров радиационной обстановки на радиационно-опасных объектах, в санитарно-защитных зонах, зонах наблюдения, на загрязнённых территориях и фоновые измерения объектов окружающей среды, с их информационно-аналитическими центрами (ИАЦ). На этом уровне обрабатывается и анализируется информация, относящаяся к конкретным радиационно-опасным объектам, природным объектам и селитебным зонам, и вырабатываются рекомендации для принятия решения на уровне администраций радиационно-опасных объектов и руководителей низовых подразделений контролирующих органов.

К региональному уровню относятся средства сбора и передачи данных от локальных ИАЦ и ИАЦ подсистемы ЕГАСКРО субъекта РФ. На территориальном уровне обрабатывается и анализируется информация, поступающая от всех локальных ИАЦ субъекта РФ и вырабатываются прогнозы и рекомендации по принятию решений для органов управления радиационной безопасности субъекта РФ.

К федеральному уровню относятся ИАЦ ведомственных подсистем и служб и Федеральный информационно-аналитический центр ЕГАСКРО со средствами коммуникации, с помощью которых осуществляется информационный обмен с ИАЦ территориальных и ведомственных подсистем и служб, а также с взаимодействующими российскими и зарубежными информационными системами. ЕГАСКРО имеет территориальные и ведомственные подсистемы.

В режиме повседневной деятельности ЕГАСКРО должно обеспечить: наблюдение и контроль за радиационной обстановкой на потенциально радиационно-опасных объектах и прилегающих к ним территориях; контроль за уровнем радиоактивного загрязнения объектов окружающей природной среды, сбор информации о радиационной обстановке с заданной периодичностью по установленному регламенту. При этом в рамках ЕГАСКРО, её ведомственных и территориальных подсистем должно осуществляться: информационное обеспечение планирования и реализации целевых и научно-технических программ и проведение мероприятий по предупреждению аварий на радиационно-опасных объектах, обеспечению радиационной безопасности и защиты населения и сокращению возможных потерь и ущерба; совершенствование подготовки органов управления ЕГАСКРО всех уровней, а также структур управления на федеральном и региональном уровнях к эффективному использованию информации ЕГАСКРО в условиях чрезвычайной ситуации.

В режиме повышенной готовности система должна обеспечить: усиленный режим наблюдения и контроля за состоянием радиационно-опасных объектов, радиационной обстановкой на прилегающих к ним территориях и возможным её изменениям; оперативное оповещение руководителей исполнительной власти и РСЧС о переходе системы в режим повышенной готовности; прогнозирование возможности радиационной аварии, моделирование возможных сценариев и масштабов аварии; подготовку средств системы и должностных лиц исполнительной власти к реагированию на чрезвычайную ситуацию; выявление причин ухудшения радиационной обстановки и выработку рекомендаций по её нормализации.

В аварийном режиме ЕГАСКРО должна обеспечить: устойчивое функционирование средств ЕГАСКРО и взаимодействие её подсистем, задействованных в районе аварии; осуществление непрерывного контроля за состоянием окружающей среды в районе чрезвычайной ситуации, за радиационной обстановкой на аварийных объектах и на прилегающих к ним территориях; сбор в реальном масштабе времени или по аварийному регламенту информации о состоянии и динамике радиационной обстановки в аварийной зоне; прогнозирование изменения радиационной обстановки по мере развития чрезвычайной ситуации; прогнозирование изменения радиационной обстановки по мере развития чрезвычайной ситуации в реальном масштабе времени; оперативную оценку последствий радиационной безопасности для здоровья населения и состояния природной среды; оперативное представление результатов анализа и прогноза изменения радиационной обстановки в РСЧС и руководителям исполнительных органов власти соответствующих уровней с использованием современных методов и средств отображения данных; выдачу рекомендаций с оценкой вариантов решений для РСЧС и органов исполнительной власти федерального и регионального уровней по преодолению последствий радиационной аварии и минимизации отрицательного воздействия на население и природную среду.

В.А. Владимиров

ЕДИНАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИСТЕМА ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ (РСЧС), система, объединяющая органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. РСЧС создана в 1995 году в соответствии с постановлением Правительства РФ от 5 ноября 1995 года № 1113 после принятия Федерального закона «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (от 21.12.94 № 68-ФЗ) на базе образованной ранее Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях (постановление Правительства РСФСР от 18.04.92).

В основу создания РСЧС были положены следующие принципы: защите от чрезвычайных ситуаций должно подлежать все население РФ, иностранные граждане и лица без гражданства, находящиеся на территории РФ, а также территория, объекты экономики, материальные и культурные ценности РФ; организация и проведение мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций является обязательной функцией федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, а также организаций, независимо от их организационноправовых форм и форм собственности; реализация мероприятий по защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций должна осуществляться с учётом разделения предметов ведения, полномочий и ответственности между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления; организационная структура системы должна соответствовать государственному устройству РФ и решаемым задачам; при формировании системы должен соблюдаться комплексный подход, предусматривающий учёт всех видов чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, всех стадий их развития, а также всех возможных мер по противодействию им и требуемого для этого состава участников; система должна строиться с учётом признания «ненулевого риска», т.е. факта невозможности исключить риск возникновения чрезвычайных ситуаций во всех случаях потенциальных угроз, отдания предпочтения превентивной безопасности, предусматривающей прежде всего профилактическую работу, максимально возможное снижение вероятности возникновения чрезвычайных ситуаций.

В соответствии с Федеральным законом «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» основными задачами РСЧС являются: разработка и реализация правовых и экономических норм по обеспечению защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; осуществление целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций и повышение устойчивости функционирования организаций, а также объектов социального назначения в чрезвычайных ситуациях; обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных и выделяемых для предупреждения  и ликвидации чрезвычайных ситуаций; сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; подготовка населения к действиям в чрезвычайных ситуациях; прогнозирование и оценка социально-экономических последствий чрезвычайных ситуаций; создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций; осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; ликвидация чрезвычайных ситуаций; осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от чрезвычайных ситуаций, проведение гуманитарных акций; реализация прав и обязанностей населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, а также лиц, непосредственно участвующих в их ликвидации; международное сотрудничество в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Организационная структура РСЧС (см. схему) состоит из территориальных и функциональных подсистем и имеет пять уровней: федеральный, межрегиональный, региональный, муниципальный и объектовый. Территориальные подсистемы РСЧС создаются в субъектах РФ для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в пределах их территорий и состоят из звеньев, соответствующих административно-территориальному делению этих территорий. Звенья (муниципальный уровень) создаются в муниципальных образованиях (район, населённый пункт) для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в пределах их территорий. Задачи, организация, состав сил и средств, порядок функционирования территориальных подсистем и муниципальных звеньев определяются положениями о них, утверждаемыми соответствующими руководителями органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления по согласованию с вышестоящими органами управления, специально уполномоченными на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Функциональные подсистемы РСЧС создаются федеральными органами исполнительной власти в министерствах, федеральных службах, федеральных агентствах и организациях РФ для организации работ по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в сфере их деятельности и порученных им отраслях экономики. Задачи, организация, состав сил и средств, порядок деятельности функциональных подсистем РСЧС определяются положениями о них, утверждаемыми руководителями соответствующих федеральных органов исполнительной власти по согласованию с МЧС России.

Структурная схема единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций

Структурная схема единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций

К федеральному уровню относятся органы управления, силы и средства центрального подчинения федеральных органов исполнительной власти. Межрегиональный уровень РСЧС образован за счёт районирования территории РФ по 6 округам. В составе РСЧС образованы: Центральный (г. Москва), Северо-Западный (г. Санкт-Петербург), Южный (г. Ростов-на-Дону), Приволжско-Уральский (г. Екатеринбург), Сибирский (г. Красноярск) и Дальневосточный (г. Хабаровск) округа. Каждый округ охватывает территории нескольких субъектов РФ. К региональному уровню относятся органы исполнительной власти, силы и средства субъектов РФ с элементами функциональных подсистем, дислоцированных на их территориях. Муниципальный уровень охватывает территории муниципальных образований, а объектовый — территорию предприятия, учреждения, организации. Каждый уровень РСЧС имеет координационные органы, постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, органы повседневного управления, силы и средства, резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи, оповещения и информационного обеспечения. Координационными органами РСЧС являются: на федеральном уровне — Правительственная комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности федеральных органов исполнительной власти; на региональном уровне (в пределах территории субъекта РФ) — комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности органа исполнительной власти субъекта РФ; на муниципальном уровне (в пределах территории муниципального образования) — комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности органа местного самоуправления; на объектовом уровне — комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности организации. На межрегиональном уровне в пределах соответствующего федерального округа функции и задачи по обеспечению координации деятельности федеральных органов исполнительной власти и организации, взаимодействия федеральных органов исполнительной власти с органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и общественными объединениями в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций осуществляет в установленном порядке полномочный представитель Президента РФ в федеральном округе.

Образование, реорганизация и упразднение комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, и обеспечению пожарной безопасности (КЧС), определение их компетенции, утверждение руководителей и персонального состава осуществляются соответственно Правительством РФ, федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и организациями. Компетенция КЧС, а также порядок принятия решений определяются в положениях о них или в решениях об их образовании. КЧС федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций возглавляются соответственно руководителями указанных органов и организаций или их заместителями.

Основными задачами КЧС в соответствии с их компетенцией являются: разработка предложений по реализации государственной политики в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности; координация деятельности органов управления и сил единой системы; обеспечение согласованности действий федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций при решении задач в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности, а также восстановления и строительства жилых домов, объектов жилищно-коммунального хозяйства, социальной сферы, производственной и инженерной инфраструктуры, повреждённых и разрушенных в результате чрезвычайных ситуаций; рассмотрение вопросов о привлечении сил и средств гражданской обороны к организации и проведению мероприятий по предотвращению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в порядке, установленном федеральным законом.

Иные задачи могут быть возложены на соответствующие КЧС решениями Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций в соответствии с законодательством РФ, законодательством субъектов РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Постоянно действующими органами управления РСЧС являются: на федеральном уровне —  МЧС России, подразделения федеральных органов исполнительной власти, для решения задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны на межрегиональном уровне — региональные центры ГОЧС МЧС России; на региональном уровне — главные управления МЧС России по субъектам РФ; на муниципальном уровне — органы, специально уполномоченные на решение задач гражданской обороны, задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций при органах местного самоуправления; на объектовом уровне — структурные подразделения или работники организаций, уполномоченные решать задачи в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Постоянно действующие органы управления РСЧС создаются и осуществляют свою деятельность в порядке, установленном законодательством РФ и иными нормативными правовыми актами. Органами повседневного управления РСЧС являются: центры управления в кризисных ситуациях, информационные центры, дежурно-диспетчерские службы федеральных органов исполнительной власти; центры управления в кризисных ситуациях региональных центров; центры управления в кризисных ситуациях органов управления ГОЧС, информационные центры, дежурно-диспетчерские службы территориальных органов федеральных органов исполнительной власти; единые дежурно-диспетчерские службы муниципальных образований, дежурно-диспетчерские службы организаций (объектов). Указанные органы создаются и осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательством РФ.

К силам и средствам РСЧС относятся специально подготовленные силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, организаций и общественных объединений, предназначенные и выделяемые (привлекаемые) для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Состав сил и средств единой системы определяется Правительством РФ. В состав сил и средств каждого уровня единой системы входят силы и средства постоянной готовности, предназначенные для оперативного реагирования на чрезвычайные ситуации и проведения работ по их ликвидации (далее — силы постоянной готовности).

Основу сил постоянной готовности составляют аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования, иные службы и формирования, оснащённые специальной техникой, оборудованием, снаряжением, инструментом, материалами с учётом обеспечения проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в зоне чрезвычайной ситуации в течение не менее 3 суток. Перечень сил постоянной готовности федерального уровня утверждается Правительством РФ по представлению МЧС России, согласованному с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ и организациями. Перечень сил постоянной готовности территориальных подсистем утверждается органами исполнительной власти субъектов РФ по согласованию с МЧС России. Состав и структуру сил постоянной готовности определяют создающие их федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, организации и общественные объединения исходя из возложенных на них задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Координацию деятельности аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, общественных объединений, участвующих в проведении аварийно-спасательных работ и действующих на всей или большей части территории РФ, а также всех видов пожарной охраны осуществляет в установленном порядке МЧС России. Координацию деятельности аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований на территориях субъектов РФ осуществляют в установленном порядке главные управления МЧС России по субъектам РФ. Координацию деятельности аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований на территориях муниципальных образований осуществляют органы, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны при органах местного самоуправления.

Привлечение аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований к ликвидации чрезвычайных ситуаций осуществляется: в соответствии с планами предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на обслуживаемых указанными службами и формированиями объектах и территориях; в соответствии с планами взаимодействия при ликвидации чрезвычайных ситуаций на др. объектах и территориях; по решению федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, организаций и общественных объединений, осуществляющих руководство деятельностью указанных служб и формирований. Привлечение профессиональных аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований к ликвидации чрезвычайных ситуаций за пределами территории РФ осуществляется по решению Правительства РФ в соответствии с нормами международного права на основе международных договоров РФ. Общественные аварийно-спасательные формирования могут участвовать в соответствии с законодательством РФ в ликвидации чрезвычайных ситуаций и действуют под руководством соответствующих органов управления единой системы. Специально подготовленные силы и средства ВС РФ, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны, привлекаются для ликвидации чрезвычайных ситуаций в порядке, определяемом Президентом РФ. Силы и средства органов внутренних дел РФ, включая территориальные органы, применяются при ликвидации чрезвычайных ситуаций в соответствии с задачами, возложенными на них законами и иными нормативными правовыми актами РФ.

Управление РСЧС осуществляется с использованием систем связи и оповещения, представляющих собой организационно-техническое объединение сил, средств связи и оповещения, сетей вещания, каналов сети связи общего пользования и ведомственных сетей связи, обеспечивающих доведение информации и сигналов оповещения до органов управления, сил РСЧС и населения. Информационное обеспечение в РСЧС осуществляется с использованием автоматизированной информационно-управляющей системы, представляющей собой совокупность технических систем, средств связи и оповещения, автоматизации и информационных ресурсов, обеспечивающей обмен данными, подготовку, сбор, хранение, обработку, анализ и передачу информации.

При нормальной производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической (бактериологической), сейсмической и гидрометеорологической обстановке, при отсутствии эпидемий, эпизоотий, эпифитотий и пожаров РСЧС функционирует в режиме повседневной деятельности. В зависимости от обстановки, масштабов прогнозируемой или возникшей чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера решением руководителя органа исполнительной власти в пределах соответствующей конкретной территории устанавливается один из следующих режимов функционирования РСЧС: режим повышенной готовности — при ухудшении производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической (бактериологической), сейсмической и гидрометеорологической обстановки, при получении прогноза о возможности возникновения чрезвычайных ситуаций; режим чрезвычайной ситуации — при возникновении и во время ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Решая задачи по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, РСЧС является важным элементом системы национальной безопасности страны. Основными направлениями её деятельности являются: во-первых, разработка предложений по государственной политике в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и организация её реализации. РСЧС осуществляет эту функцию, объединив органы управления, силы и средства страны, в компетенцию которых входит решение этих проблем. Ведущая роль РСЧС в реализации государственной политики в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций проявляется в разработке и осуществлении государственных целевых программ по наиболее важным вопросам в данной области; во-вторых, управление функционированием РСЧС. Руководящий орган РСЧС — МЧС России, наделено функцией координации деятельности органов государственного управления и органов местного самоуправления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. В подсистемах и звеньях РСЧС эту функцию выполняют органы управления ГОЧС и КЧС; в-третьих, осуществление контроля. Контроль в РСЧС осуществляется с целью обеспечения соблюдения федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и организациями законодательных, нормативных правовых актов, норм, стандартов и правил в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и устранения фактов их нарушения. Контроль в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций является специальным видом контроля и на федеральном уровне осуществляется МЧС России (при необходимости — совместно с федеральными надзорными органами, государственными надзорными и контрольными органами других федеральных органов исполнительной власти или их структурными подразделениями); в-четвёртых, производственная деятельность, которая заключается в том, что РСЧС проводит практические работы по профилактическим мероприятиям, направленным на предупреждение чрезвычайных ситуаций, уменьшение их масштабов, снижение потерь и ущерба от них, а также осуществляет аварийно-спасательные и других неотложные работы в ходе ликвидации возникших чрезвычайных ситуаций. Это направление деятельности РСЧС реализуется её органами управления, силами и средствами; в-пятых, обучение, включающее в себя подготовку и повышение квалификации специалистов РСЧС, а также обучение населения действиям в чрезвычайных ситуациях. Это обязательная функция органов управления РСЧС всех уровней. Порядок подготовки специалистов РСЧС и обучения населения предусматривает разработку учебных программ, организацию проведения занятий, их материально-техническое обеспечение. Этот порядок определяется Правительством РФ. Ответственность за подготовку специалистов РСЧС и обучение населения действиям в чрезвычайных ситуациях несут руководители учебных заведений, организаций и органов управления ГОЧС; в-шестых, материально-техническое и финансовое обеспечение деятельности РСЧС.

Лит.: Федеральный закон от 21 декабря 1994 года «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» // Собрание законодательства РФ. 1994. №35. Cт. 3648; Постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 года «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» // Там же. 2004. №2. Cт. 121; Безопасность России: Правовые, социально-экономические и научно-технические аспекты: Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. — М., 1999; От МПВО к гражданской защите: Исторический очерк / Под редакцией С.К. Шойгу. — М., 1998. Глава III.

В.А. Владимиров

ЕДИНАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИСТЕМА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА (ЕГСЭМ), система наблюдения, оценки, прогноза состояния окружающей среды и информационного обеспечения процесса подготовки и принятия управленческих решений по охране природы, защите от опасных экологических факторов и экологической безопасности. ЕГСЭМ является комплексной системой, объединяющей в своем составе практически все традиционные и вновь создаваемые в федеральных органах исполнительной власти системы контроля и слежения за состоянием окружающей среды и природных ресурсов. Её основными задачами являются: наблюдение, оценка и прогноз состояния окружающей среды; информационное обеспечение органов управления природоохранной деятельности и обеспечением экологической безопасности, а также всех уровней автоматизированной информационно-управляющей системы «Экобезопасность России», информационное обеспечение всех уровней управленческих структур и автоматизированных информационно-управляющих систем федеральных органов исполнительной власти, нуждающихся в данных экологического характера; создание и ведение банков данных экологической информации, доступных широкому кругу потребителей, занимающихся практической деятельностью и научными исследованиями в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности; реализация единой научно-технической политики в области экологического мониторинга.

В структуре экологического мониторинга выделяют три составляющих: геофизический мониторинг, биологический мониторинг и мониторинг источников антропогенного воздействия. Геофизический мониторинг включает элементы наблюдений, прогноза и оценки состояния геофизической составляющей биосферы, т.е. неживой природы, включая все виды загрязнений и их источники, системы погоды и климата. Задачей биологического мониторинга является определение состояния живой природы, её отклика, реакции на антропогенное воздействие. При организации и осуществлении биологического мониторинга предусматривается наблюдение, оценка и прогноз состояния здоровья человека. Мониторинг источников антропогенного воздействия предусматривает контроль за объектами антропогенного воздействия на окружающую среду.

Нижним звеном ЕГСЭМ являются источники первичной информации, верхним — федеральный уровень управления ЕГСЭМ. Роль базовой мониторинговой сети, на которую накладываются и органично с которой сплетаются системы других федеральных органов исполнительной власти, играет действующая система Росгидромета. Она обеспечивает наблюдение, оценку и прогнозирование уровней загрязнения и состояния атмосферного воздуха, поверхностных вод суши, подземных вод, почв. Руководство функционированием ЕГСЭМ осуществляет МПР России.

В соответствии с принципом иерархической организации системы экологического мониторинга в ЕГСЭМ имеется три уровня: муниципальный, межрегиональный и федеральный.

Лит.: Тарасевич Ю.В., Измалков В.И. Экологическая безопасность деятельности Вооружённых Сил. — М., 2001.

В.А. Владимиров

ЕДИНАЯ ДЕЖУРНАЯ ДИСПЕТЧЕРСКАЯ СЛУЖБА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ЕДДС), орган повседневного управления звена территориальной подсистемы РСЧС, являющийся центральным звеном в объединённой системе оперативно-диспетчерского управления муниципального образования в чрезвычайных ситуациях (ОСОДУ). ЕДДС предназначаются для централизованного сбора от населения и организаций сообщений о различного рода происшествиях, оценки их с точки зрения масштаба и степени опасности для населения и хозяйственных объектов, определения объёма экстренных мер, уровня оповещения, состава привлекаемых сил для ликвидации последствий бедствий, а также обеспечения согласованных действий городских ДДС при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций. ЕДДС муниципального образования функционирует круглосуточно и уполномочено: немедленно приступать к экстренным действиям по предотвращению или ликвидации чрезвычайных ситуаций после получения необходимых данных; самостоятельно принимать решения по защите и спасению людей (в рамках своих полномочий), если сложившаяся обстановка не дает возможности для согласования экстренных действий с вышестоящими органами управления. В небольших городах и сельских районах, в которых отсутствует орган управления ГОЧС, ЕДДС административного центра может создаваться при органе местного самоуправления. В городах — административных центрах субъектов РФ ЕДДС административного центра могут создаваться совместно с органами повседневного управления (оперативной дежурной смены или центра управления в кризисных ситуациях) ГОЧС области (республики в составе РФ, края) с возложением на него дополнительных городских задач. В крупных городах, имеющих в своем составе административные округа или муниципальные районы, при соответствующих органах управления могут создаваться окружные или районные ЕДДС. При возникновении угрозы чрезвычайной ситуации немедленно оповещаются и приводятся в готовность городская комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности (КЧС) и орган управления ГОЧС города, которые берут на себя дальнейшие действия по предупреждению или ликвидации чрезвычайных ситуаций. В таких условиях ЕДДС обеспечивает сбор, обработку и представление КЧС собранной информации, подготовку вариантов возможных решений и донесений вышестоящим органам управления ГОЧС, а также доведение задач до органов управления, сил и средств городского звена РСЧС.

Л.А. Кокурин

ЕДИНАЯ СЕТЬ ЭЛЕКТРОСВЯЗИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, совокупность расположенных на территории РФ сетей электросвязи следующих категорий: сеть связи общего пользования; выделенные сети связи; технологические сети связи; присоединенные к сети связи общего пользования сети связи специального назначения и др. сети связи для передачи информации при помощи электромагнитных систем.

Сеть связи общего пользования представляет собой комплекс взаимодействующих сетей электросвязи, в т.ч. сети связи для распространения программ телевизионного вещания и радиовещания и имеет присоединение к сетям связи общего пользования иностранных государств. Сеть связи общего пользования составляет основу функциональной подсистемы связи и информирования Минсвязи России и сети связи с интеграцией услуг МЧС России и постоянно используется органами управления РСЧС в различных режимах её функционирования.

Выделенные сети связи представляют собой сети электросвязи, предназначенные для оказания услуг электросвязи ограниченному кругу пользователей или группам таких пользователей. Они не имеют присоединения к сетям связи общего пользования, а также к сетям связи общего пользования иностранных государств. Операторы выделенных сетей связи оказывают услуги связи органам управления РСЧС во время действия в чрезвычайных ситуациях на основании соответствующих лицензий в пределах указанных в них территорий. Технологические сети связи — сети электросвязи, предназначенные для обеспечения производственной деятельности организаций, управления технологическими процессами в производстве и при наличии свободных ресурсов, часть технологической сети может быть присоединена к соответствующим технологическими сетям связи иностранных государств. Технологические сети связи также могут быть использованы органами управления РСЧС во время чрезвычайных ситуаций.

Сети связи специального назначения — сети электросвязи, предназначенные для нужд государственного управления, обороны страны, безопасности государства и обеспечения правопорядка. По содержанию решаемых задач территориально распределённая сеть связи с интеграцией услуг МЧС России также относится к сети связи специального назначения и является составной частью системы связи РСЧС. Центры управления сетями связи специального назначения обеспечивают их взаимодействие с др. сетями единой сети связи РФ.

Порядок взаимодействия сетей электросвязи, составляющих единую сеть электросвязи РФ, определяет федеральный орган исполнительной власти в области связи (Минсвязи России). Этот орган, в предусмотренных законодательством РФ случаях, также определяет порядок централизованного управления сетью связи общего пользования.

Лит.: Федеральный закон от 7 июля 2003 года «О связи» // Собрание законодательства РФ. 2003. №28. Cт. 2895.

М.В. Носов

ЕДИНАЯ СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ НАСЕЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ И ЗАЩИТЫ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИИ, система органов управления ГОЧС, образовательных учреждений общественных и государственно-общественных объединений и организаций, осуществляющих обучение населения по преемственным программам в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций.

Целью функционирования Е.с.п.н. является обучение населения способам защиты от опасностей, возникающих при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера и ведении военных действий или вследствие военных действий, а также действиям при угрозе и возникновении пожаров и правилам безопасного поведения людей на водных объектах.

Обучение в рамках Е.с.п.н. осуществляется на основании положений федеральных законов «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и «О гражданской обороне», а также Постановлений Правительства РФ «Об утверждении Положения об организации обучения в области гражданской обороны» от 2 ноября 2000 года № 841 и «О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 4 сентября 2003 года № 547.

В рамках Е.с.п.н. проходят подготовку учащиеся и студенты учреждений общего и профессионального образования, работающее и неработающее население, личный состав нештатных аварийно-спасательных формирований, руководящий состав и работники, уполномоченные на решение задач в области гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Подготовка учащихся общеобразовательных учреждений и учреждений начального профессионального образования осуществляется по примерным программам курса «Основы безопасности жизнедеятельности», а также путём участия во Всероссийском общественном детско-юношеском движении «Школа безопасности».

В учреждениях среднего профессионального образования вопросы гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций изучаются в соответствии с государственными образовательными стандартами по 68-часовой учебной программе дисциплины «Безопасность жизнедеятельности».

В учреждениях высшего профессионального образования обучение студентов осуществляется в рамках общепрофессиональной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» в объёме в 187 часов для технических специальностей и 100 часов — для остальных направлений и специальностей высшего профессионального образования.

Обучение населения, занятого в сфере производства и обслуживания, проводится без отрыва от основной производственной деятельности как на плановых занятиях по программе в объёме 14 часов, так и путём самостоятельного изучения материала с последующим закреплением полученных знаний и навыков в ходе практических занятий, объектовых тренировок и комплексных учений.

Подготовка неработающего населения осуществляется путём проведения бесед, лекций, просмотра учебных фильмов, привлечения на учения и тренировки по месту жительства, а также самостоятельного изучения пособий и памяток, прослушивания радиопередач и просмотра телепрограмм по тематике гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций.

Обучение личного состава нештатных аварийно-спасательных формирований осуществляется в организациях по месту работы в соответствии с примерной программой в объёме 14 часов базовой подготовки и 6 часов специальной подготовки (в зависимости от предназначения формирования).

Руководящий состав и работники, уполномоченные на решение задач в области гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, проходят обучение путём переподготовки и повышения квалификации, участия в штабных и объектовых тренировках, командно-штабных и комплексных учениях и других оперативных мероприятиях, а также самостоятельной подготовки.

Подготовка населения осуществляется в образовательных учреждениях МЧС России, учреждениях повышения квалификации федеральных органов исполнительной власти и организаций, учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъектов РФ, на курсах гражданской обороны муниципальных образований, по месту работы, учёбы и жительства граждан.

Ежегодно в рамках Е.с.п.н. обучается более 14 млн. школьников, около 3 млн. студентов, свыше 50 млн. человек работающего и неработающего населения, а также более 60 тыс. работников, уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

ЕДИНАЯ ОБЪЕДИНЁННАЯ СИСТЕМА ОПЕРАТИВНО-ДИСПЕТЧЕРСКОГО УПРАВЛЕНИЯ (ЕСОДУ/ОСОДУ), подсистема РСЧС, представляющая собой организационно-техническое объединение Единой дежурной диспетчерской службы (ЕДДС), являющейся центральным органом управления этой системы и взаимодействующих с ней городских дежурно-диспетчерских служб различной ведомственной принадлежности. Целью создания ЕСОДУ является повышение оперативности управления и эффективности функционирования городских дежурно-диспетчерских служб различной ведомственной принадлежности при их совместных действиях по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

ЕСОДУ выполняет функции: сбор информации от потенциально опасных объектов об их состоянии, первичная обработка информации, своевременное доведение её до дежурно-диспетчерской службы (ДДС) города, дистанционное управление исполнительными устройствами на объектах; приём сообщений, поступающих от населения и организаций города, первичная обработка сообщений и доведение их до ДДС города; поддержание чёткого информационного взаимодействия между ДДС города через пункт управления ЕДДС города; координацию экстренных действий ДДС по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций; оповещение населения о возникновении чрезвычайных ситуаций, мерах защиты и режимах поведения; анализ, обобщение и распространение в ЕСОДУ циркулирующей в ней информации; своевременную подготовку и представление городской администрации, городской комиссии по чрезвычайным ситуациям и обеспечению пожарной безопасности и руководителям городских служб полной и достоверной информации об угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций, сложившейся обстановке, выполненных и рекомендуемых мероприятиях, а также другой информации, необходимой для принятия решений по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций; обобщение информации о происшедших чрезвычайных ситуациях за сутки дежурства, ходе работ по их ликвидации и представление соответствующих докладов в администрацию города; представление докладов (донесений) вышестоящим органам управления о сложившейся обстановке, принятых решениях и действиях сил по ликвидации чрезвычайных ситуаций.

В состав ЕСОДУ входят: ЕДДС города, оперативно-дежурная служба сил постоянной готовности органа управления ГОЧС; городские дежурно-диспетчерские службы; дежурные службы объектов административно-территориального деления города; диспетчерские службы потенциально опасных объектов; по согласованию — ДДС региональных (межрегиональная) органов, федеральных органов исполнительной власти. Дежурно-диспетчерские службы, входящие в ЕСОДУ города, функционируют в трёх режимах: повседневной деятельности, повышенной готовности (при угрозе чрезвычайной ситуации) и чрезвычайной ситуации. Наряду с ЕСОДУ употребляется понятие Объединенная система оперативно-диспетчерского управления (ОСОДУ).

Л.Н. Кокурин

ЕЛИСТРАТОВ Дмитрий Викторович (родился в 1977 году), Герой Российской Федерации (2000), окончил Новосибирское высшее общевойсковое командное училище (1999). С 1999 проходил службу в Вооружённых Силах РФ в должности командира группы специального назначения. С ноября 1999 по февраль 2000 и с сентября 2001 по февраль 2002 в составе Сводного отряда части принимал участие в проведении контртеррористической операции на территории Чеченской Республики. Указом Президента РФ от 14 сентября 2000 года присвоено звание Героя Российской Федерации. В 2002 году награждён орденом Мужества. С 2003 года работает в отряде Центроспаса в должности ведущего технолога службы аэромобильных технологий спасания, стажировки и повышения квалификации.

ЕСТЕСТВЕННАЯ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА, объективно существующая часть природной среды, которая имеет пространственно-территориальные границы и в которой живые (растения, животные и другие организмы) и неживые её элементы взаимодействуют как единое функциональное целое и связаны между собой обменом веществ и энергией: функционирующие все вместе элементы образуют устойчивую целостность системы (экологическое равновесие). Нарушение экологического равновесия приводит к неблагоприятным экологическим последствиям.

ЕСТЕСТВЕННОЕ РАДИАЦИОННОЕ ИЗЛУЧЕНИЕ, излучение, создаваемое при радиоактивном распаде, ядерных превращениях, торможении заряженных частиц в веществе и образующее при взаимодействии со средой ионы разных знаков. Е.р.и. связано с космическим излучением и излучением природных радионуклидов, естественно распределённых в земле, воде, воздухе, др. элементах биосферы, пищевых продуктах и организме человека. Единица активности нуклида в радиоактивном источнике — беккерель (Бк, Bq). Один беккерель соответствует одному распаду в секунду для любого радионуклида. Космические лучи приходят из глубин Вселенной, но некоторая их часть рождается на Солнце во время солнечных вспышек. Космические лучи могут достигать поверхности Земли или взаимодействовать с её атмосферой, порождая вторичное излучение и приводя к образованию различных радионуклидов. Под воздействием космической радиации образуются радиоактивные изотопы типа углерода-14 и трития. Земные источники радиации — радиоактивные изотопы, встречающиеся в горных породах Земли. Основными из них являются калий-40, рубидий-87 и члены двух радиоактивных семейств, берущих начало от урана-238 и тория-232 — долгоживущих изотопов и находящихся в составе Земли с самого её рождения. Средняя удельная радиоактивность природных материалов, используемых в строительстве (Бк радия и тория на 1 кг): дерево — 1.1, природный гипс — 29, песок и гравий — 34, кирпич — 126, гранит — 70, зольная пыль — 340, глинозём — 1370, кальций-силикатный шлак — 2140.

Уровни земной радиации неодинаковы для разных мест земного шара и зависят от концентрации радионуклидов в том или ином участке земной коры. В Бразилии, на юго-западе Индии, в Иране, во Франции, на Мадагаскаре известны места, где уровень радиации в 500-800 раз превосходит средний. Наиболее весомым из всех естественных источников радиации является невидимый, не имеющий вкуса и запаха тяжёлый газ радон. В природе радон встречается в двух основных формах: в виде радона-222, члена радиоактивного ряда, образуемого продуктами распада урана-238, и в виде радона-220, члена радиоактивного ряда тория-232. Радон высвобождается из земной коры повсеместно, но его концентрация в наружном воздухе существенно различается для разных точек земного шара. Концентрация радона-222 в воздухе в различных местах земного шара (при среднем уровне - 2 Бк/м3): Франция-9.3, Нью-Йорк-4.8, Великобритания-3.3, Япония-2.1, Филлипины-0.3, Маршалловы острова-0.02. Мощность различных источников радона в типичном доме (в кБк/сутки): природный газ-3, вода-4, наружный воздух-10, стройматериалы и грунт под зданием-60. Средняя концентрация радона в источниках воды (кБк/м3): Ханкок (США, штат Мэн)-1400, Хельсинки-1200, Северная Каролина-100, Зальцбург-1.5. Другими менее мощными источниками естественной радиации являются: уголь (продукты его сжигания: шлак, зола, зольная пыль); подземные резервуары пара и горячей воды, эксплуатируемые для производства электроэнергии; разрабатываемые фосфатные месторождения (содержат уран в довольно высокой концентрации). В районах с зафиксированным повышенным естественным радиационным фоном население должно быть информировано об этом, а органами управления проведены мероприятия по обеспечению радиационной безопасности населения.

Лит.: Федеральный закон от 9 января 1996 года «О радиационной безопасности населения» // Собрание законодательства РФ 1996. №3. Cт. 141; Машкович В.П., Панченко А.М. Основы радиационной безопасности. — М., 1990; Радиация: дозы, эффекты, риск. — М., 1990.

О.А. Олиферова

ЕСТЕСТВЕННЫЙ РАДИАЦИОННЫЙ ФОН, доза излучения, создаваемая космическим излучением и излучением природных радионуклидов, естественно распределённых в земле, воде, воздухе, других элементах биосферы, пищевых продуктах и организме человека. Единицей измерения радиационного фона является зиверт (Зв, Sv). Земные источники радиации в сумме ответственны за большую часть облучения, которому подвергается человек за счёт естественной радиации. В среднем они обеспечивают более 5/6 годовой эффективной эквивалентной дозы, получаемой населением, в основном вследствие внутреннего облучения (средняя абсолютная величина этой дозы — 350 микрозивертов). Остальную часть вносят космические лучи, главным образом, путём внешнего облучения. Люди, живущие на уровне моря, получают в среднем из-за космических лучей около 300 микрозивертов в год, для людей же, живущих выше 2000 м над уровнем моря, эта величина в несколько раз больше. Примерно 2/3 эффективной эквивалентной дозы облучения, которую человек получает от естественных источников радиации, поступает от радиоактивных веществ, попавших в организм с пищей, водой, воздухом. Совсем небольшая часть этой дозы приходится на радиоактивные изотопы типа углерода-14 и трития, которые образуются под воздействием космической радиации. Все остальные поступают от источников земного происхождения. Значительную дозу внутреннего облучения человек получает от нуклидов радиоактивного ряда урана-238 и в меньшей степени от радионуклидов ряда тория-232. Некоторые из них, например, нуклиды свинца-210 и полония-210, поступают в организм с пищей, они концентрируются в рыбе, моллюсках, мясе северного оленя, австралийских овец, кенгуру.

Наиболее весомым из всех естественных источников радиации является невидимый, не имеющий вкуса и запаха тяжелый газ радон. Эффективная эквивалентная доза облучения от радона и его дочерних продуктов составляет в среднем около 1 мЗв/год, т.е. основную часть дозы облучения от радона человек получает, находясь в закрытом, непроветриваемом помещении (дозы особенно высоки, если дом стоит на грунте с повышенным содержанием радионуклидов или если при его постройке использовались материалы с повышенной радиоактивностью). Вместе со своими дочерними продуктами радиоактивного распада радон ответствен за 3/4 годовой индивидуальной эффективной эквивалентной дозы облучения, получаемой населением от земных источников радиации. Большую часть этой дозы человек получает от радионуклидов, попадающих в его организм вместе с вдыхаемым воздухом, особенно в непроветриваемых помещениях. Ещё один источник поступления радона в жилые помещения представляют собой вода и природный газ.

Лит.: Федеральный закон от 9 января 1996 года «О радиационной безопасности населения» // Собрание законодательства РФ 1996. №3. Cт. 141; Машкович В.П., Панченко А.М. Основы радиационной безопасности. — М., 1990; Радиация: дозы, эффекты, риск. — М., «Мир», 1990.

О.А. Олиферова