Поиск по сайту

Календарь событий

Прошлый месяц Апрель 2015 Следующий месяц
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
week 14 1 2 3 4 5
week 15 6 7 8 9 10 11 12
week 16 13 14 15 16 17 18 19
week 17 20 21 22 23 24 25 26
week 18 27 28 29 30

ВКонтакте

logoVK.jpg

Web-портал

survey_3.jpg

Голосования

survey.jpg
Joomla
История пожарной охраны Саратовской области

Город Саратов основан в 1590 году как укрепленный пункт на юго-восточной границе государства, на левом берегу Волги. Зимой 1613-1614 годов Саратов постигло большое несчастье — он сгорел полностью. Но недолго пустовало это место. В 1616 году одним из первых после «Великого московского разорения» на том же месте — на мысу при впадении реки Саратовки в Волгу вновь отстроился город.

План города Саратова.Перенесенный впоследствии на правый берег Волги, Саратов неоднократно уничтожался пожарами. Они, тяжелые и опустошительные, стали несчастьем для горожан.

За всю свою историю город Саратов был уничтожен пламенем более 15 раз полностью. Первый большой пожар в Саратове произошел в 1695 году — он истребил весь город на правом берегу Волги. Прошло полтора десятка лет, и вновь возникает огромный пожар. Вот как о нем писали летописцы: «Город Саратов выгорел весь без остатку, и церкви Божии сгорели, и всяких чинов городские жители из своих домов в одних платьишках, кто в чем ходил — остались, а дома наши и всякие пожитки сгорели без остатку. А иные жители погорели до смерти, и в воде перетонуло многое число». (Погибло более 150 человек.)

Следующий большой пожар произошел 8 июля 1788 года, сгорело много построек и находившихся в них ценностей. Бороться с огнем люди не умели. Такое положение было во всех городах и селах России. К этому времени относятся первые шаги по недопущению страшных пожаров. Вскоре после принятия первого печатного памятника русского права - Соборного Уложения 1649 года царя Алексея Михайловича — в Москве был принят Наказ о градском благочинии. В нем предписано «дьяку Новикову и подьячему Иванову быть в объезде днем и ночью в Белом каменном городе для бережения от огня и ото всякого воровства». Жестоко регламентировалось использование огня в быту. После этого несколькими московскими Наказами 1667, 1675 и 1683 годов. предписывались введение сторожевой службы и возведение кирпичных построек с целью предупреждения пожаров.

13 октября 1748 года Саратовской воеводской канцелярией был получен Указ, коим предлагалось во всех местах, «где пожары были, такоже ГДЕ ПО БЛАГОСТИ Божьей тех пожарных случаев и не было», установить инструменты и караулы. В 1751 году был получен более строгий Указ о введении инструментов и подворного инвентаря. В 1753 году последовало распоряжение о введении службы в городах, и были введены большие заливные трубы с надлежащими инструментами. Соляное комиссарство определило, что для Саратова довольно одной трубы «по неважности города».

Таким образом (записано в трудах Саратовской ученой архивной комиссии, выпуск 28, год издания 1911-й, раздел «Мелочи из прошлого Саратовского края», стр. 3), первая пожарная команда появилась в Саратове в 1754 году, а первым брандмейстером следует считать прапорщика Чуфарова, приставленного к заливной трубе.

В ночь с 6 на 7 августа 1754 года вновь возникает огромный пожар, уничтоживший значительную часть города. А через три года 3 июля 1757 года Саратов опять выгорает полностью. Сгорело 1675 дворов и много других строений. После этого пожара (1757 год) последовал Указ Сената о перепланировке города. В нем было записано: «...И в том городе Саратове на погорелых местах обывателям велеть строиться по силе Указов и инструкций губернаторской и воеводской, чтобы улицы были указанной широты. А от имеющихся в Саратове соляных магазинов, кои... стоят на нагорной стороне, весьма близки к обывательским дворам, и при нынешнем пожарном случае находились в крайней опасности, оставить от них порожнего места от ста до трехсот саженей».

В июле 1774 года в городе Саратове снова возникает крупный пожар, сгорает много домов, архивы воеводской канцелярии и низовой соляной конторы, а также другие строения. Местный летописец Г.А. Скопин в свое время писал, что «...после Пугачева Саратову не пришлось испытывать особых потрясений, если не считать опять-таки пожаров, опустошавших его в 1800, 1801, 1811 и 1855 гг. Из них особенно сильный пожар был в 1811 году. Он продолжался несколько часов при сильном переменном ветре и истребил почти весь город, не исключая гор». В других источниках еще добавлено, что опустошительные пожары в г. Саратове были в 1819, 1820, 1821, 1822, 1839 и 1848 годах.

Горят волжские пароходы.В 1848 году сгорели каменные здания присутственных мест. Пожар развивался зимой при температуре 30 градусов мороза, от которой замерзала вода в трубах, так что они не действовали.

В 1815 году г. Саратов посетил профессор Казанского университета Ф. Эрдманн, и вот что он написал: «Саратов, хотя и губернский город, но не красив и построен неправильно, несмотря на сильную населенность, он имеет гораздо более пустынный вид, чем Симбирск... Вид города выиграл бы гораздо более, если бы он не был часто посещаем пожарами...».

Например, из описи погоревшего имущества в пожаре 1757 года показано: «Сгорело 6 церквей — Казанская, Введенская, Никольская, Вознесенская, Михайла-Архангельская, Преображенская с монастырем на горах, Воздвиженская с монастырем и у Троицкой соборной церкви сгорели городские часы. Обывательских дворов сгорело 1675, погорели все лавки с запасами, сгорело мужского пола четыре, женского — восемь».

В. Юрьев. Прошлое Саратова. Весь Саратов на 1916 год, стр. 61.

Перед приходом Пугачева в Саратов местный летописец Скопин вносит в свой дневник 13 мая 1774 года следующую запись: «Весь Саратов выгорел: и Соборная Верхняя церковь, и Сергия Радонежского, и Николая Чудотворца, и щепетильный ряд, и хлеб весь погорел, только осталось на горах да в Маляковке».

Бочковой ход.Опустошение было настолько велико, что, по словам Державина, Саратов имел только одно название города. Тысячи жителей, оставшихся без крова, ютились во временных палатках, построенных на скорую руку.

21 июня 1811 года пожар истребил лучшую часть города. Начался он на пеньках (ныне местность около областного суда). Людей сгорело 10 человек. Уничтожено пожаром 1360 дворов, а лавок, амбаров и лабазов — 360.

Из Дневника протоирея Скопина (1807–1823 годы),
Саратовский дневник за 1890 год № 79.

Дома каменные и деревянные, лавки, ряды, большая часть рыбных магазинов на берегу, весь строевой лес, лубья, деревянные припасы для изделий, кули для ссыпки хлеба, посуда, разные снаряды для рыбной ловли — все сделалось жертвой пламени. Кроме Собора, Введенской и Сергиевской церквей все прочие более или менее потерпели. Монастырь сгорел до основания. На Волге погибло 12 судов с лесом и рыбой.

А. Леопольдов. Краткий исторический очерк г. Саратова.
Саратовские Губернские Ведомости, № 43.

После пожара профессором Гете был составлен новый, более удобный и в обширном размере план Саратова, который 12 сентября 1812 года был Высочайше утвержден. (Там же.)

Особенно часты были пожары летом 1855 года, когда почти все население Саратова, боясь поджогов, кочевало биваком за городом на той равнине, где теперь построены казармы и вокзал.

Горит саратовская грузовая пристань на Волге.В этом же году случился громадный пожар, истребивший разом почти половину города. Пожар этот начался около старого Собора и дошел с одной стороны до Театральной площади и Липок, а с другой - до дома генерала Грабе на Сергиевской улице, близ существовавшей тогда 2-й полицейской части.

Саратовский Дневник за 1888 год № 212 и 204.

Этот пожар 1855 года был описан в «Автобиографии» известного историка Н.И. Костомарова (1817–1885 годы), находившегося в Саратове с 1845 по 1858 год, а также в воспоминаниях Е.Н. Пыпиной, родственницы Н.Г. Чернышевского.

Чем объяснить, что город Саратов много раз выгорал на протяжении XVII и XIX столетий? Преобладанием деревянной постройки над каменной, теснотой застройки и отсутствием правильного планирования улиц и площадей вплоть до 1812 года, недостатком воды для тушения пожаров и т.д.

Берег Волги в огне.В «Записках» Попова, саратовского чиновника, служившего в 20–40 гг. XIX века в г. Саратове, указано: «Не проходило ни одного лета, чтобы не выгорело 50 или 100 домов в разное время, потому что тогда не были в должном устройстве пожарные инструменты, и совершенно не имелась внутри города вода, которая привозилась с Волги, и, иногда, от места пожара версты за две и более. Вследствие частых пожаров было приступлено к устройству в лучшем виде пожарных инструментов и команды... Операция устройства всего этого была возложена на бывшего полицмейстера В.К. Ищейкина, бойкого и сметливого человека, весьма долго бывшего полицмейстером. Ищейкин исполнил это поручение с должным успехом. Пожарные инструменты были приобретены, лошади сформированы хорошего качества, лошадей по двадцать в каждую часть по мастям: в 1-ю- серые, во 2-ю - вороные, в 3-ю - гнедые, в 4-ю - рыжие. С тех пор по устройству Саратовская пожарная команда и инструменты соперничали с Московской, как отзывалось начальство при инспекторских смотрах ее. В этом виде она теперь существует без изменения мастилошадей по частям. Пожарная команда состояла из вольнонаемных и дворовых людей, которых помещики отдавали для исправления за дурное поведение, с платою в месяц по 10 рублей ассигнациями. Впоследствии уже она была составлена из военных нижних чинов».

2-томник «Старый Саратов»

В начале XX века в Саратове существовало уже 5 пожарных команд, располагавшихся по улицам Немецкой и Ильинской, Соборной, Введенской, Соколовой и Жандармской. Но пожары продолжали «посещать» Саратов...

Кустарные мастерские уже не спасти от огня.Так, 25 мая 1914 года Саратов был взволнован страшным пожаром, истребившим в несколько часов почти все волжские пристани, массу всевозможных товаров, несколько баржей и один пароход, дома и постройки частных владельцев. Пожар начался в 15 часов 30 минут на глазах пристанских рабочих и массы публики, катавшейся на лодках.

Первым загорелся стоящий у Купеческой пристани пассажирский пароход «Савин». Произошла паника, пассажиры успели, однако, частью сойти, а частью выброситься в воду. Неизвестно кем чалки парохода были обрублены, а пароход поплыл по течению. К нему никто не пришел на помощь.

Предоставленный самому себе пароход, горящим факелом плыл по течению по линии саратовских пристаней. Сначала он зажег Самолетскую пристань, потом — «Кавказ и Меркурий», «По Волге» и «Русь». Из парохода все время выливалась горящая нефть, которая горела на воде и еще более способствовала поджогу пристаней. Наконец, были подожжены две баржи с кирпичами. Затем «Савин» стал, так как освободился якорь, и это спасло от пожара другие пристани. От пристаней огонь передался товарным складам пароходных обществ, расположенных около села Кокуева, пострадало сильно общество «Русь» - убыток полмиллиона рублей.

Через час после начала пожара прибыл из Увека железнодорожный пароход «Третий». Имея сильный камерон, пароход «Третий» скоро потушил горящую баржу с кирпичом, затем погасил пристани «По Волге» и «Русь». В прекращении пожара принял участие также пароход «Первый», за что весь личный состав пароходов получил денежную награду и благодарность, объявленную в приказе № 149 по РУЖД. Всю ночь продолжалась борьба с огнем, и только к утру удалось окончательно локализовать пламя. На дне парохода «Савин» нашли обгорелый труп матроса. О причинах пожара на пароходе «Савин» говорят, что была отправлена в бочках белая нефть, бочки подтекли, нефть загорелась, и пожар распространился по пароходу.

По материалам журнала «Вестник РУЖД», 1914 год.

Из книги инженера П.К. Яворовского, заведующего курсами пожарных техников Санкт-Петербургского городского общественного управления «Пожарная охрана городов Поволжья» 1909 год, мы знаем, что Саратовская пожарная команда «...состоит из пяти частей, помещающихся, за исключением одной, в каменных зданиях, а во главе команды в течение нескольких последних лет стоит интеллигентный брандмейстер, бывший офицер, попавший на это место из железнодорожных служащих, благодаря своей любви к пожарному делу и соответственным знаниям, оцененным в нем еще в роли простого любителя местной властью».

В пожарных частях в начале XX века имелись трубные ходы, рессорные рукавные возки, прорезиненные рукава, стендеры различных типов, механическая лестница на 9 сажен длины. Телефоны имелись только в полицейских управлениях.

Известно, что в период Октябрьской революции брандмайором Саратова были Г.Г. Майда, Набокин, которого сменил С.В. Корф.

Совместный смотр пожарной команды и добровольной пожарной дружины (30-е годы XX века).В 20-е годы пожарная охрана Саратова находилась в ведении губернского коммунального хозяйства (Губкомотдел). В 1922 году в городских пожарных частях имелось 110 лошадей, 3 паровых машины, 6 машин ручных на летнем и зимнем ходу.

Параллельно с развитием пожарной охраны г. Саратова, развивалась и пожарная служба в его уездных городах: Вольске, Балашове, Петровске, Хвалынске. Например, пожарная часть г. Хвалынска была основана в 1781 году. Сначала это было деревянное здание, а в 1896 году по новому проекту создана кирпичная конструкция. Спустя два года построили еще одно здание. Оно существует и поныне, и в нем по-прежнему размещается пожарная часть.

После окончания гражданской войны пожарному делу стали уделять больше внимания. Еще 17 апреля 1918 года был подписан «Декрет об организации государственных мер борьбы с огнем». Через 10 лет в 1928 году пожарная охрана города осуществлялась профессиональной пожарной командой, состоящей также из пяти пожарных частей, имеющих автонасосы, механические лестницы, паровые машины и автомашины. Но и в 20-е годы пожары случались в городе часто. К примеру грандиозный пожар 1921 года истребил значительную часть города.

К 1932 году было организовано ОПО НКВД, первыми руководителями которого стали С.А. Громов, Артемьев, Писяк, Муратов, Котяев, Максимов, Гущенко.

С первых дней Великой Отечественной войны, особенно когда у стен Сталинграда шли бои, в Саратове была перестроена служба пожарной охраны в условиях военного времени. Особое внимание было обращено на охрану города и его промышленных объектов. Начальником Управления пожарной охраны в то время был М.М. Котяев. С первых дней войны уделялось большое внимание обороне нефтеперерабатывающего завода. На всей территории были установлены зенитки, начались маскировочные работы. Вокруг завода было создано три линии обороны. Работа завода осложнялась тем, что в октябре 1942 года завод подвергался частым массированным налетам вражеской авиации. За 1942 год на завод было сброшено более 20 тыс. зажигательных бомб.

Военизированная пожарная команда.20 сентября 1942 года во время тушения пожара на нефтехранилище при бомбардировке был смертельно ранен лейтенант Красно-бельмов, заместитель начальника пожарной части № 9. При тушении пожаров нефтебаз и нефтеперерабатывающего завода погибли пожарные: И.Я. Епифанов — рядовой ПЧ-9, И.Ф. Осипов — рядовой ПЧ-9, С.В. Дружаев — рядовой ПЧ-7, П.Т. Архипов — рядовой ПЧ-9, А.К. Панфилов — рядовой ПЧ-9, В.Ф. Наумов — рядовой ПЧ-7, Ветлуцкий — рядовой ПЧ-10, Ганин — командир отделения ПЧ-2. Начальник ВПЧ-9 А.В. Мищенко за мужество и героизм был награжден орденом Красной Звезды.

Летом 1943 года, готовясь к наступлению на Курской дуге, немецкое командование решает уничтожить Крекинг-завод, чтобы лишить тысячи советских танков и самолетов горючего. С 13 июня начались бомбежки, не прекращавшиеся в течение одиннадцати суток. Было сброшено более 1500 фугасных бомб. Крупные пожары, вызванные бомбардировками нефтебаз Увек, Улеши, НПЗ, завода «Комбайн», были ликвидированы благодаря мужеству и нечеловеческим усилиям сотрудников пожарной охраны и работников этих предприятий. Поставка нефти фронту не прекращалась.

В годы Великой Отечественной войны у стен Сталинграда сражался и экипаж пожарного судна «Самара». Четко действовали бойцы пожарных расчетов при тушении пожаров вблизи береговой черты, перевозя раненых и боеприпасы. На протяжении 6 месяцев «Самара», таща за собой паром на буксире, беспрерывно сновала по Волге, делая каждые сутки десятки рейсов с левого берега на правый.

В 1943 году судно перешло в распоряжение начальника работ по очистке Волги от мин и затонувших судов. Только в мае 1943 года в Волгу было сброшено 364 мины, на которых подрывались нефтяные баржи, в результате чего возникали страшные пожары. Но мужество речников и пожарных позволяло не прекращать движения по Волге. Капитан «Самары» М.Я. Овчинников был награжден орденом Красной Звезды, помощник капитана И.Г. Захаров и боец Д.П. Судомойкин удостоены медалей «За боевые заслуги», а остальным вручены медали «За оборону Сталинграда».

Строевой смотр саратовских пожарных (начало 40-х годов XX века).Во время Великой Отечественной войны два работника пожарной охраны г. Саратова и области были удостоены звания Герой Советского Союза: Александр Яковлевич Гнусарев, командир отделения СВПЧ-3 (за мужество и героизм при форсировании Днепра) и Павел Иванович Чиркин (посмертно), заместитель начальника пожарной части г. Калининска Саратовской области (при нанесении большого удара противнику под Сталинградом зимой 1943 года и проявленные при этом доблесть и мужество).

В послевоенные годы перед работниками пожарной охраны встали сложнейшие задачи по поддержанию высокого уровня пожарной безопасности в промышленности и сельском хозяйстве, усилению противопожарной зашиты нефтепромыслов, предприятий нефтяной и нефтехимической промышленности, энергетических объектов, крупных новостроек, сельскохозяйственных комплексов, социально-культурных учреждений и жилых домов.

Пожарный выезд (Заводской район, 40-е годы XX века).На вооружение пожарных подразделений начали поступать новые пожарные автомобили различного назначения, в том числе автоцистерны, автонасосы, насосно-рукавные автомобили, автомобили газоводяного тушения АГВТ-100, пожарные корабли и катера, автомеханические лестницы, автоподъемники, автомобили связи и освещения, автомобили химического и порошкового пожаротушения, дымососные установки.

Профессиональные навыки пожарных отрабатывались в учебных городках, на полигонах, полосах психологической подготовки. Был открыт ряд учебных заведений, профессионально подготавливающих пожарных к их нелегкой и опасной работе. Многие пожарные награждены орденами и медалями за мужество и героизм при тушении сложных пожаров.

В послевоенные годы пожарной охраной Саратова руководили Петр Петрович Максимов (1946–1949 годы) и полковник внутренней службы Тимофей Александрович Гущенко (1949–1952 годы). По воспоминаниям современников, это были требовательные и грамотные руководители. Затем начальником Управления пожарной охраны Саратовской области стал инженер-полковник Яков Михайлович Симонов (1953–1972 годы), который уделял большое внимание созданию материально-технической базы пожарного гарнизона. Он положил начало организации пожарно-технической выставки в Саратове, являлся инициатором создания Саратовского областного Совета Всероссийского добровольного пожарного общества.

Работает пожарный катер.После ухода на пенсию Я.М. Симонова пост первого руководителя занимает полковник внутренней службы Ю.П. Торопов (1972–1974 годы), а затем — полковник внутренней службы Анатолий Иванович Мартьянов (1975–1983 годы), который долгое время возглавлял Совет ветеранов Управления Государственной противопожарной службы Саратова и области.

С 1983 по 1996 год пожарным гарнизоном области руководил полковник внутренней службы Николай Иванович Ревенков, а с 1996 года — полковник внутренней службы Юрий Григорьевич Жуйков.

Работа Государственной противопожарной службы регламентируется федеральным законом «О пожарной безопасности» № 69-ФЗ от 21 декабря 1994 г. Этот закон определяет общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации.

История гарнизона насчитывает большое количество пожаров, которые были побеждены благодаря мужеству, смелости, стойкости и волевым качествам характера саратовских пожарных. Их доблесть не осталась незамеченной Правительством России.

В целях совершенствования Государственного управления в области пожарной безопасности, повышения готовности единой государственной системы предупреждения чрезвычайных ситуаций, объединения сил и средств при организации и проведении первоочередных аварийно-спасательных работ, связанных с тушением пожаров, Указом Президента Российской Федерации В.В. Путина от 9 ноября 2001 г. №1309 Государственная противопожарная служба МВД РФ преобразована в Государственную противопожарную службу Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Руководители Саратовской пожарной охраны в разные годы

5 мая 1932 года приказом ОГПУ№ 419-с при УНКВД Саратовской области был организован отдел пожарной охраны. Первым начальником областной пожарной охраны был назначен Иван Васильевич Селиверстов (1932–1934 годы). В августе 1932-го был созван съезд пожарных Нижне-Волжского округа, где присутствовала представительная делегация работников пожарной службы Саратовского края.

В 1934 году начальником ОПО УНКВД Саратовского края был назначен Самуил Абрамович Громов (1934–1937 годы)

Далее руководили Писляк (февраль–июнь 1937 год), Павел Борисович Мурат (1937–1939 годы), капитан госбезопасности, Михаил Михайлович Котяев (1939–1946 годы), воентехник 1-го ранга, затем — майор.

В период руководства начальника отдела пожарной охраны УНКВД воентехника 1-го ранга М.М. Котяева Саратовская пожарная охрана была военизирована 1 июля 1943 года.

В дальнейшие годы руководителями этой структуры были:

  • 1946–1949 — Петр Петрович Максимов;
  • 1949–1952 — полковник внутренней службы Тимофей Александрович Гущенко;
  • 1953–1972 — полковник внутренней службы Яков Михайлович Симонов;
  • 1972–1974 — полковник внутренней службы Юрий Павлович Торопов;
  • 1975–1983 — полковник внутренней службы Анатолий Иванович Мартьянов;
  • 1983–1996 — полковник внутренней службы Николай Иванович Ревенков;
  • 1996–2002 — полковник внутренней службы Юрий Григорьевич Жуйков;
  • ...
  • 2013–н/в — полковник внутренней службы Игорь Николаевич Качев.