Поиск по сайту

Календарь событий

Прошлый месяц Июнь 2015 Следующий месяц
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
week 23 1 2 3 4 5 6 7
week 24 8 9 10 11 12 13 14
week 25 15 16 17 18 19 20 21
week 26 22 23 24 25 26 27 28
week 27 29 30

ВКонтакте

logoVK.jpg

Web-портал

survey_3.jpg

Голосования

survey.jpg
Joomla
История пожарной охраны Курской области - На основе конкурсов
СОДЕРЖАНИЕ
История пожарной охраны Курской области
На основе конкурсов
Вместе со штатными огнеборцами
На принципах единоначалия
Шла война народная
На новой основе
В системе МЧС
Все страницы

НА ОСНОВЕ КОНКУРСОВ

С целью улучшения технического обеспечения пожарных обозов Курская губернская земская управа в 1881 году начинает массовую закупку пожарных труб для сельских общественных пожарных обозов, а в 1886 году принимает решение о проведении в Курске выставки и конкурса пожарных труб и других противопожарных средств. Однако по различным причинам проведение выставки многократно откладывалось, и она состоялась только в мае 1889 года.

Для участия в выставке и конкурсе пожарных машин, приспособленных к тушению пожаров в селениях, приглашались все русские и иностранные заводы и склады пожарных машин и инструментов. Конкурс пожарного оборудования проводился по специально разработанным условиям для трех видов пожарного инвентаря:

  1. Сельские пожарные обозы со всеми принадлежностями для тушения пожаров (премия победителю 200 рублей).
  2. Сельские пожарные трубы различных систем и конструкций.
  3. Пожарные щиты и брезенты из несгораемых материалов.

Для победителей в конкурсе пожарных труб и несгораемых щитов предусматривались серебряные и бронзовые медали, а также похвальные листы.

Проведенная выставка и конкурс в целом положительно сказались на качестве закупаемого пожарного оборудования, однако проведение выставки запоздало по срокам, и к моменту ее проведения основная часть пожарного инвентаря была уже закуплена. Всего с 1881 по 1886 годы, как следует из документов Губернской земской управы, было приобретено для общественных сельских пожарных обозов 1204 трубы и 2137 войлочных щитов, однако ввиду отсутствия страхового капитала в 1887 году такие закупки были прекращены.

Несмотря на принимаемые меры, количество пожаров в губернии не уменьшалось. Так, в 1890 году в Курской губернии произошло 1676 пожаров, сгорело 8286 дворов, убыток составил 2445443 рубля.

Низкая боеготовность и слабое техническое оснащение пожарных Курска были характерной чертой пожарной охраны конца XIX века. Служба в пожарных частях была тяжелой и односменной. Рабочий день начинался с 6 часов утра и продолжался 12–14 часов. Один раз в неделю пожарный мог отлучиться с территории части в баню на 3 часа и получить увольнение на сутки один раз в две недели. Пожарные поочередно несли постовую службу на каланче, у ворот, возле конюшни и в других местах. Дисциплина была жесткой. За провинность наказывали розгами, сажали в карцер, посылали вне очереди стоять на каланче или у ворот под колоколом. Должностные обязанности не ограничивались тушением пожаров. Помимо этого, пожарные мыли полы, носили дрова и возили воду в дома городских начальников, поливали общественные сады. Это отрицательно сказывалось на уровне их профессиональной подготовки и на уровне дисциплины.

Низкая боевая готовность курских пожарных вызывала законное недовольство горожан, так как в случае возникновения пожара в одном доме возникала реальная угроза его распространения на другие дома. Летом 1892 года на имя Курского губернатора поступает коллективное письмо от жителей города, в котором они высказывают свою озабоченность состоянием пожарной охраны. Куряне рисуют яркую картину плачевного состояния пожарных и пожарного обоза. Они пишут о том, что курская пожарная команда влачит нищенское существование: средствами, выделяемыми из городского бюджета, распоряжаются полицейские приставы, и деньги до пожарных не доходят, они же (приставы) фактически распоряжаются пожарными командами, лошади пожарного обоза используются по их распоряжениям не по назначению. Пожарные служители, пишут горожане, ходят грязными и оборванными, выполняют работы, не связанные со своими обязанностями. Учения не проводятся, пожарные обучены слабо. По мнению жителей, подписавших письмо, не отвечает занимаемой должности и брандмейстер — 70-летний старик ни по своим деловым, ни по своим хозяйственным качествам уже давно не способный руководить городской пожарной службой.

Примерно в это же время, 27 июня 1892 года, Курский полицмейстер направляет Управляющему губернией Акт проверки пожарных частей, в котором почти половина оборудования пожарного обоза признается непригодной к эксплуатации и отмечается рваная одежда на пожарных служителях в 2-х частях.

27 августа 1892 года, в качестве реакции на коллективное письмо обывателей на имя Губернатора поступает «Записка Курского полицмейстера», в которой подтверждаются все факты, изложенные жителями города. В частности, полицмейстер указывает, что в городской пожарной команде насчитывается 72 пожарных служителя (2 казака, 4 унтер-брандмейстера, 16 ламповщиков, 5 кучеров, 1 конный дежурный при Управлении, 4 часовых на каланчах, 4 часовых у пожарных обозов и 36 рядовых). Из их числа на пожар не выезжают: 8 часовых, 5 кучеров и 1 дежурный при Управлении полиции и 16 ламповщиков, то есть 30 человек, или более 40 процентов личного состава пожарной команды. Пожарный обоз, по словам полицмейстера, старой конструкции, ветхий и не подлежит ремонту. Пожарные служители получают мало, всего 11 рублей 50 копеек в месяц, что отрицательно сказывается на укомплектованности пожарной команды. Казармы тесные и грязные, требуют ремонта и увеличения. Обмундирование старое и непригодно для носки. Полицмейстер подтверждает, что брандмейстер действительно старый, но в то же время довольно бодрый и что его держат на работе за прежнюю, почти 40-летнюю службу.

Несмотря на явные упущения в деле обеспечения надежной пожарной охраны города, срочных мер по ее повышению не принимается. Недостаточная боевая готовность курских пожарных проявилась в тушении крупного пожара, произошедшего осенью 1892 года в центре города.

Убедившись в низкой боевой готовности курских пожарных, городские власти принимают решение о переоснащении пожарных обозов и смене руководителя пожарной службы.

1 января 1893 года на должность брандмейстера курской пожарной команды назначается Петр Радович, ранее работавший в пожарной команде Санкт-Петербурга на должности помощника брандмейстера. Радович, достаточно молодой дворянин, к тому времени прослужил в пожарной охране уже более 12 лет, был награжден серебряной медалью «За безупречную службу в полиции». Новый брандмейстер энергично взялся за восстановление боеготовности курской пожарной охраны. Но для этого требовались время и средства.

В то время не лучше обстояло дело тушения пожаров и в сельской местности. В архиве сохранилось письмо отставного гвардии капитана В.А. Березовского, редактора военного журнала «Разведчик», Курскому губернатору, датированное 8 августа 1894 года, с описанием пожара в деревне Зорино. У непосредственного участника тушения пожара сложилось тягостное и неимоверно грустное впечатление от увиденного.