Поиск по сайту

Календарь событий

Прошлый месяц Апрель 2015 Следующий месяц
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
week 14 1 2 3 4 5
week 15 6 7 8 9 10 11 12
week 16 13 14 15 16 17 18 19
week 17 20 21 22 23 24 25 26
week 18 27 28 29 30

ВКонтакте

logoVK.jpg

Web-портал

survey_3.jpg

Голосования

survey.jpg
Joomla
СОДЕРЖАНИЕ
Противопожарный щит Москвы
Хроника «Великих» пожаров
Под звон набата
Велением Петра Великого
Сожженная Москва
Пожар Большого театра
Гибель Рогожской заставы
Создатель противопожарного водопровода
В начале века
Тревожный май
Под грохот рвущихся снарядов
От конного обоза к пожарному автомобилю и вертолету
Годы становления
Огненные дни Москвы (1941-1945 годы)
Пожар на автозаводе
Горячее лето Подмосковья
Трагическая ночь
Пожар в поднебесье
Тяжелый мазут
Коварный каучук
Противопожарная служба Москвы сегодня
Содружество
Миниатюры прошлого
Послесловие
Указы Великаго князя Алексея Михайловича
Список использованной литературы
Все страницы

ПОСЛЕСЛОВИЕ

За рамками настоящей книги осталась интересная тема - картины пожаров в русской художественной литературе. Русские классики и многие современные писатели не обошли вниманием это извечное зло, беспощадно терзавшее русскую землю, несущее горе и страдание народу.

В повести А.С. Пушкина «Дубровский» картина пожара воспринимается читателем как акт народного возмездия за деспотизм и своеволие чиновников.

Л.Н. Толстой в романе «Война и мир» воспроизвел картину пожара Москвы во время нашествия Наполеона.

Ф.М. Достоевский в романе «Бесы» с большой художественной силой передал кошмар ночного пожара в губернском городе: пылающие дома, клубы едкого дыма, ураганный ветер, паника спасающихся от огня погорельцев, беспомощность властей перед стихией огня. В этом произведении Достоевский впервые в русской литературе описывает глубокую «философскую» сущность ночного пожара, а точнее, характер воздействия открытого огня на психику человека: «Большой огонь по ночам всегда производит впечатление раздражающее и веселящее; на этом основаны фейерверки; но там огни располагаются по изящным, правильным очертаниям и, при полной своей безопасности, производят впечатление игривое и легкое, как после бокала шампанского. Другое дело настоящий пожар: тут ужас и все же, как бы некоторое чувство личной опасности, при известном веселящем впечатлении ночного огня, производят в зрителе... некоторое сотрясение мозга и как бы вызов к его собственным разрушительным инстинктам...»

О пожарах в разные времена и с различных творческих позиций писали И. Тургенев, Н. Некрасов, А. Чехов, И. Бунин, М. Горький, А. Куприн, А. Блок, Н. Гумилев, В. Хлебников, М. Цветаева, а также современные писатели и поэты - В. Распутин, В. Солоухин, А. Вознесенский, Л. Ошанин и др. Эта тема, как и прежде, остается весьма актуальной.

В творчестве И. Тургенева, Ф. Тютчева, А. Фета нашли отражение события, связанные с пожарами. Приведем эпизод из жизни А.А. Фета, оказавший влияние на его творчество.

Светлой памяти историка-архивиста Веры Дмитриевны Савельевой, много лет посвятившей пропаганде пожарно-технических знаний среди москвичей

 

Тайна Афанасия Фета

В светлой и радостной поэзии Фета диссонансом звучат стихи о чем-то безвозвратно утраченном. Некоторые стихотворения поэта буквально пронизаны чувством «глубокой печали и тайной тоски». Даже находясь в преклонном возрасте, Фет напишет скорбные строки:

Нет, я не изменил. До старости глубокой

Я тот же преданный, я раб твоей любви

И старый яд цепей, отрадный и жестокий,

Еще горит в моей крови.

... Мелькнет ли красота иная на мгновенье,

Мне чудится, вот-вот, тебя я узнаю;

И нежности былой я слышу дуновенье,

И, содрогаясь, я пою.

… А все началось жарким южным летом 1848 года, когда херсонскому помещику Бржескому наконец удалось уговорить корнета Орденского кирасирского полка Афанасия Фета нанести визит хлебосольным Петковичам, которые всегда с большим радушием встречали офицеров этого полка, расквартированного недалеко от их богатого херсонского поместья.

— Уверяю тебя, друг Афанасий, - доверительно говорил на правах старого знакомого Бржеский, - ты не пожалеешь о поездке к чете Петковичей, твоему поэтическому дару это пойдет только на пользу. Там, в доме Петковичей, тебе, возможно, посчастли­вится увидеть красавицу таврических степей, подлинную Юнону.

— Кто такая? - осведомился пунктуальный Фет, избегавший случайных знакомств.

— О, это само женское совершенство, одна из незамужних дочерей мелкопоместного помещика Лазича Мария. Должен сказать, что она поклонница твоего таланта. А как изъясняется по-французски! - настоящая маркиза! В музыке ей нет у нас равных, просто чудо! В Елисаветграде сам маэстро Ференц Лист пришел в изумление от ее игры на клавикордах. Право, ради такой прелестной девушки стоит поехать на край света. Афанасий! Я уже отрекомендовал тебя Петковичам как благородного офицера, они ждут тебя.

Заинтригованный Фет обещал Бржескому при первом удобном случае обязательно навестить Петковичей, о радушии которых он уже был наслышан от офицеров полка. Почти за 4-летнюю службу в кирасирском полку ему уже порядком приелась однообразная воинская служба, на которую он определился юнкером после окончания полного университетского курса. Но военная карьера для 28-летнего кирасира должным образом не складывалась, не предвиделось и зачисления в привилегированное сословие, т.е. получения дворянства, ради которого приходилось тянуть воинскую лямку в захолустных воинских поселениях херсонщины. Особенно угнетала поэта пора распутицы, когда шли бесконечные дожди и непролазная липкая грязь покрывала дороги, а промозглые холодные туманы непроницаемой пеленой окутывали села и деревни, в которых квартировали кирасиры.

Слова Бржеского оказались пророческими. В доме Петковичей, где Фету был оказан самый теплый прием, он встречает Марию Лазич, которая станет для него источником радости и несбывшихся надежд. В ту пору Марии было 22 года. Образованная высокая и стройная девушка с пышными темными волосами и необычайно нежным лицом производит на Фета неотразимое впечатление. От всего ее облика исходили доброта и очарование молодости, не затронутой еще житейскими невзгодами. Она в совершенстве владела иностранными языками, хорошо разбиралась в классической и современной литературе. Именно от нее Фет узнает последние литературные новинки, с интересом слушает ее декларацию поэмы Тургенева «Параша». А вечером, когда в жирандолях заколебалось золотистое пламя восковых свечей, гости под музыку Марии легко и непринужденно заскользили в танцах по сверкающему паркету. Фет избегал танцев, предпочитая находиться рядом с молодой музыкантшей. Он просит Марию сыграть музыкальный мотив, который Ференц Лист собственноручно записал в ее альбом в знак признания таланта юной исполнительницы. Об этом он напишет в своем стихотворении:

Какие-то носятся звуки

И льнут к моему изголовью.

Полны они томной разлуки,

Дрожат небывалой любовью.

Фет и Мария Лазич проводят в гостях у Петковичей многие дни, совершают вечерние прогулки в степи, липовых аллеях парка. Но романтически настроенная Мария не могла понять прагматичного Фета, считавшего, что, несмотря на взаимную любовь, их брак невозможен, поскольку у них нет средств для безбедного существования.

Мария почти безвыездно гостит у Петковичей, чтобы не пропустить ни одного приезда Фета, а он, назначенный в начале 1848 года полковым адъютантом, очень занят своими новыми обязанностями: строевые смотры, учения, походы, рапорты, реляции...

В это время в Европе происходят важные политические события, революционные бури сотрясают основы монархических династий Священного союза. Орденский полк получает приказ о срочном перемещении к западной границе империи. Во главе походного порядка вышагивает Фет, не успевший даже проститься с Марией, хотя полк идет мимо поместья, где проходили их встречи.

Об этом горестном марше Фет напишет в своих воспоминаниях «Молодые годы», вышедших уже после его смерти: «Под гром марша я шел мимо далекой липовой аллеи, даже не поворачивая головы в ту сторону. Это не мешало мне вглядываться, скосив глаза, влево, и - у страха глаза велики - мне показалось в темном входе в аллею белое пятно. Тяжелое это было прощание». Так неожиданно оборвались романтические отношения Афанасия Фета и Марии Лазич.

... Прошло несколько лет. Фет продолжает служить в кирасирском полку, расквартированном теперь в Ново-Георгиевске. Его имя уже довольно известно, он автор двух сборников стихов и поэтических публикаций в литературных журналах. Летом 1851 года он приезжает на несколько дней к Бржеским. В день приезда Фета к Бржеским неожиданно пришел Петкович, который, здороваясь с Фетом, воскликнул:

— А Мария-то!

— Что?! - с испугом спросил Фет.

— Да ведь ее уже нет в живых. Она, бедняжка, умерла. И, боже мой, как ужасно!

Когда потрясенный трагической вестью Фет немного успокоился, Петкович рассказал о последних днях жизни Марии. После ухода полка она еще несколько раз наведывалась в дом Петковичей, но была сумрачна и невесела. Ее угнетала обстановка в доме брюзгливого отца, ежедневные изнуряющие уроки, которые приходилось давать строптивой младшей сестре, а также необходимость безвыездно жить в захолустном степном имении... После одного особенно трудного урока с упрямой сестрой Мария легла отдохнуть на диван с французским романом и папиросой. От непогашенной спички, брошенной на пол, вспыхнул подол кисейного платья, спустившийся с дивана до самого пола. Испуганная девушка вскочила и в пылающей одежде бросилась бежать из дома в сад, но как только она выбежала на открытый воздух, огонь моментально охватил ее с ног до головы. На крик Марии прибежали дворовые люди, сорвали тлеющие куски платья и отнесли пострадавшую в спальню. Страдания Марии были безмерными, и, промучившись четверо суток, она умерла.

Фет не мог не чувствовать «сердцем разума» своей косвенной вины за трагическую гибель любимой девушки. К тому же некоторые обстоятельства указывают на возможное замаскированное самоубийство Марии. Об этом туманно говорится в одном из стихотворений поэта:

Ты отстрадала, я еще страдаю,

Сомнением мне суждено дышать,

И трепещу, и сердцем избегаю

Искать того, чего нельзя понять.

Множество стихотворений Фета навеяны прекрасным образом Марии Лазич, проникнуты нежностью и глубокой грустью. Но ни в одном из них он не называет ее имя - это остается его сокровенной тайной.

В благословенный день, когда стремлюсь душою

В блаженный мир любви, добра и красоты,

Воспоминание выносит предо мною

Нерукотворные черты.

Пред тенью милой коленопреклоненной,

В слезах, молитвенных я сердцем оживу

И вновь затрепещу, тобою просветленный, —

Но все тебя не назову.

*   *   *

... Книга окончена. В меру своих возможностей автор стремился рассказать о прошлом пожарной охраны Москвы, опустошительных пожарах, героизме пожарных, особенно ярко проявившемся в годы Великой Отечественной войны, работе противопожарной службы Москвы в наше время и надеется, что эта книга вызовет интерес у читателей.